…Как все просто удается
На словах и на бумаге,
Как легко на гладкой карте
Стрелку начертить!
А потом идти придется
Через горы и овраги ...
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить !
Из детской песенки Юлия Кима
На словах и на бумаге,
Как легко на гладкой карте
Стрелку начертить!
А потом идти придется
Через горы и овраги ...
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить !
Из детской песенки Юлия Кима
Введение
Начало восхождениям колесной техники к священным болванам Мань-пупу-нера было положено в 2004 году одиннадцатью друзьями ТАЗика (ТАЗ=Тойота+УАЗ). В 2008 году к болванам впервые пробились квадры. С тех пор только ленивый туда не ходит: на вертолетах, вездеходах, снегоходах, пешком... Ну разве что на верблюдах и великах туда пока не добрались. Хотя есть еще один транспорт, не топтавший мох и курум тех мест... На нем то мы и отправились в наше путешествие.
Итак, нас шестеро: четверо представителей Уральской столицы (Михаил, Олег, Игорь, Алексей) и двое Южно-Уральцев (Алексей, Александр). Техника – эндурики чекушки от «Хонды», «Ямахи», «Сузуки» и четырехсотка «Хонда».
День первый. Пипелац без гравицапы…
Хмурое июльское утро. До старта мотоэкспедиции на Северном Урале остается 3 дня, а с Южного Урала в путь уже выдвигаются двое эндуристов.
Путь незадался с самого начала: еще на выезде со славного города Миасс, на «Ямахе» подклинивает коробка. Но наперекор судьбе едем дальше, а навигаторы бодро чертят трек на север.
Так как времени с запасом, идем мы неспешно второстепенными дорожками через глухие Уральские деревеньки.
На подъезде к Ревде «Ямаха» снова своенравничает: начинает дергаться и издавать пугающие звуки… Все оказалось просто: лязгала ослабшая защита картера, а подергиваниями мотик просил жрать
А дальше просто комедия: за Ревдой находим заправку, но, побрезговав на ней заливаться, едем искать другую… Едем едем, а другой все нет…. «Яма» встает окончательно – топливо ёк… Решаем разделиться, но через 20 км и в «Хонде» заканчивается бензин …все капут Смешно: емкостей для топлива почти на тысячу автономки, а обсохли в населенном районе. Делать нечего – толкаю (как назло в гору). Когда уже на горизонте была видна АЗС, около меня останавливается мотоцикл, пилот снимает шлем…. И я вижу перед собой еще одного участника экспедиции, с которым мы должны встретиться через 3 дня – вот так случай!
Дальше путь лежит вдоль легендарной Чусовой.
Заезжаем на вершину одного из утесов-бойцов - камень Мосин. Здесь же, неподалеку от бойца, ставим лагерь.
Ужин, купание, и снова невезение: Леха неудачно нырнув в реку, «срывает» спину. Надо сказать, что и я с самого начала еду с «защемленным» позвоночником (право, не откладывать же из-за такой мелочи поход…) Команда инвалидов, блин
День второй. Родина…еду я на Родину…
С утра холодно и туманно – такое оно Уральское лето
Позавтракав кашей и обезболивающими, инвалидная команда выдвигается на поиски знаменитых Демидовских крестов.
Путь до крестов обещает быть не самым лучшим. На полдороге, «Яма» теряет уловитель цепи, а мы, сделав вид, будто это знак свыше, малодушничаем и поворачиваем на более доступные достопримечательности – надо бы поберечь остатки здоровья до пупов…
Посетили не менее знаменитый памятник Демидову.
И даже омыли мотоботы в Висимо-уткинском водопаде.
Позже, выскочив на асфальт и проезжая мимо Тагила, не смогли отказать себе в удовольствии заехать в городок и проверить, действительно ли он рулит?
А дальше была родина Лехи – Нижняя Тура. Мотоэкскурсия по городу, круг почета по автокроссовой трассе, вкуснейший ужин и баня…
День третий. Циркачи.
С утра продолжаем свой путь на север. Погодка не радует – прямо по курсу грозовой фронт.
Дорога наша лежит мимо Верхотурья. Не посетить духовную столицу Урала, это неправильно – заезжаем, заодно попробуем скрыться от дождя.
Побродили меж обветшалых храмов, искупались на местной ГРЭС и снова в путь.
В Усть –Салде Леха заруливает к родне. Да вот незадача: родственники живут на том берегу реки, куда мостик только строится. Тот мосток длиной пару сотен метров представляет собой продольные бревна без перекрытия… Перейти – цирковой номер без страховки. Обратно «циркачей» уже везли как почетных гостей – на моторке.
В поселке Меркушино впечатлил собор Михаила Архангела:
В следуюшем поселении, Восточном, долго искали остатки узкоколейки. Все тщетно – ее, оказывается, лет пять назад разобрали
Дело к вечеру – пора нам поспешать на встречу с остальной командой. Поворачиваем на Серов.
Дорога – грейдер различной степени паршивости.
Леха снова отчебучивает цирковые номера: вводит мотик в такой расколбас, что у «зрителей» сердце замирает. Но актер он отменный: все номера заканчиваются хеппи ендом. А под занавес многострадальная Ямаха разыгрывает сценку «теряю тормозной суппорт».
В Серове только встали передохнуть, как были «атакованы» доблестными сотрудниками милиции – хоть не зря документы перед поездкой сделал
А в Североуральске, остановившись позвонить соратникам, нас уже в серьез атаковали местные комары. Такой ужас, я помню, был только в Карелии…
В условленном месте сбора из Екатеринбургской команды нас встретил лишь Михаил, остальные обещались быть позже. Миша «прописал» нас к себе на дачу.
Где мы занялись подготовкой техники: меняли резину на «злобную», а звезды на «тяговые».
Оставшиеся три участника прибыли поздно ночью. Запланированный ранний старт явно срывается, но это мелочи, главное все шестеро в сборе и полны решимости…
Итак, все начинается…
День четвертый. И их осталось пятеро…
Утро омрачено известием, что Миха, один из главных инициаторов похода, выбывает. Увы… :dontknow:
Собираемся долго: распределяем продукты, упаковываемся, увязываемся…
Выезжаем ближе к обеду. Ведет группу – Олег, неоднократно бывавший в этих местах.
До Ивделя около сотни монотонной дороги - клонит в сон.
В Ивделе – крайняя на маршруте АЗС. Все заливаются под завязку – дальше искать топливо будет негде
Несколько настораживает использование некоторыми участниками под бензин тонких пластиковых бутылок.
В дороге наш «актер» опять показывает фокус – прыжок на груженом мотике через дыру в мосту. Лязг подвесок и замершие в ужасе лица «зрителей»… и опять все обходится без потерь. К вечеру фантазия очевидцев уже рисовала прыжок через рухнувший мост…
Обед устраиваем на месте одного из лагерей ГУЛАГа.
Красивое место с тяжелой историей.
На пыльном трясучем грейдере начинают протираться и теряться те самые тоненькие бутылочки с бензином – приходится от них избавляться …
Пролетели пепелище деревни Вижай и выходим к броду через одноименную реку. Брод на первый взгляд показался серьезным – широкий перекат и некислое течение.
Предводитель, отметая наши сомнения, смело идет первым и гордо притапливает свой аппарат у противоположного берега. Выбирается самостоятельно
Своими самоотверженными действиями он показывает фарватер остальной группе
Все перебираются без проблем.
Все тем же грейдером летим к следующей реке – Северной Тошемке.
Брод забавный: до середины реки идешь перпендикулярно течению, потом поворачиваешь и «сплавляешься» ниже, а на берег выбираешься уже против течения.
Появляются очередные жертвы грейдера: на «Сузуки» невыдержав нагрузок, лопается подрамник.
Крайней серьезной рекой стала Ушма.
Всего на пути 3 переправы, способные вызвать затруднения, остальное – мелкие речушки.
Правда, в одной из них, я умудрился-таки словить камень в пол колеса!
У импровизированного знака «УШМА» устраиваем привал.
Пока одни «гипсуют» покалеченный «Сузуки», другие набирают прекраснейших грибов на ужин.
За красавицей Ауспией характер дороги меняется: появляются огромные лужи, колея. Некоторые лужи поглубже преодоленных рек будут, а объезды и того хуже – болото.
К вечеру вымокшие, грязные, усталые, но довольные добираемся до одинокой избушки в кедровнике.
Купание в ледяной речушке по щиколотку, кормление полчищ комаров, ужин и отбой…
День пятый. И их осталось четверо...
С утра погода порадовала – солнечно.
Хорошенько позавтракали, собрались и в путь – на штурм хребта Чарканур
Дорога - мокрая колея. Местами размешана, но подьем не крутой.
Периодически «подсаживаемся», но в целом едем достаточно бойко.
На каменистых участках осторожничаю – я единственный кто едет без защиты картера. Но на полпути еще один мотик ее лишается – «слизало» валуном.
А за Чаркануром дорога резко улучшилась – прям парковая аллейка
Только расслабились, на тебе: своенравная «Ямаха» Лехи рвет приводную цепь. А тут еще выясняется, что ремкомплект цепи забыт дома…
До перевала Дятлова осталось пяток километров. Достаю трос, пытаемся буксировать – дохлый номер на такой дороге…
Леха остается здесь ждать нашего возвращения или другой помощи.
Оставив товарищу все необходимое, выдвигаемся к самой мрачной горе Северного Урала – горе мертвецов (Холатчахль).
Дорога, выбравшись из леса меняется кардинально – вместо грязи и колеи появляется курум и мох.
У вершинок гор – снежники.
Невзирая на предостережения соратников, пытаюсь пробраться к одному из снежников, дабы запечатлеть свою героическую личность на его фоне. Ровненький, со стороны, мох скрывает под собой курумник – навернувшись пару раз, решаю не испытывать судьбу и прогуляться пешком.
Ребята разыскивают заброшенную ранее заначку с бензином. На канистре следы когтей хозяина тайги.
А вот и печально знаменитый перевал Дятлова
Почтили память погибших
Дальше перевала никто из нас раньше не ходил. И только сейчас выясняется, что единственный загруженный в навигатор трек на Мань–пупу-нер остался у Лехи… Делать нечего – начинаем искать направление «на ощупь».
В какой-то момент я, неудачно сманеврировав, запутываюсь в колесом в кустарнике. Спешиваюсь, высвобождаюсь, поднимаю голову… а никого нет! Просто растворились…
Пытаясь догнать парней, все ниже ухожу под склон с перевала… и упираюсь в речушку. Кругом тишина и никого, только зловещим темным куполом слева возвышается Холатчахль.
Холодок пробегает по спине от этой гробовой тишины.
Заслышав соратников где-то наверху поспешаю обратно на перевал. Спешил на столько, что в какой-то момент земля исчезла из поля зрения – осталось только голубое небо. Но небом полюбоваться не пришлось – его перекрыл летящий мотоцикл и через мгновение впечатал меня в грешную землю. Мох смягчил удар – без последствий.
Воссоединившись, снова ищем тропу в нужном направлении, а находим пеших туристов. Машины, говорят, видели, квадроциклы тоже, а вот мотики здесь – впервые!
С закатом все же отыскиваем дорогу.
Лагерем встаем в живописном местечке рядом с хорошим снежником.
Резвились на снегу как дети – когда еще средь лета в снежки поиграешь.
А позже за чашечкой чая из местного «золотого корня» делимся впечатлениями этого непростого дня.
День шестой. «Не ходи туда»
Проснулись когда первые лучи солнца озарили суровые вершины.
Позавтракали, набрали золотого корня в дорожку и в путь
Опять начались поиски верного пути – сегодня надо обогнуть Отортен.
У камня «индеец» обнаруживаем отчетливую колею и радостные устремляемся по ней.
В пылу азарта не сразу замечаем, что вместо северного направления скатываемся на юг.
Колея попетляла, попетляла и растворилась во мху
Плюнули, взяли азимут, и пошли в нужном направлении по целине
Отортен с языка Манси переводится «Не ходи туда».
И он, оправдывая свое название, так просто нас пускать не хочет - то курум перед колесами расстелит, то оврагом путь перечеркнет.
Вот и скачем то к вершине то к подножию. Накувыркались все от души!
Настоящим ужасом эндуриста становится северный низкорослый ивняк.
«Щупальца» его периодически так охватывали мотики, что приходилось пускать в ход топор.
Под конец Отортен взял свою плату – где-то на его бескрайних курумниках остается очередная защита картера…
В какой-то момент, высматривая удобный путь на противоположном склоне, замечаем ползущую навстречу букашку - автомобиль!
Это тюменский экипаж: трое джиперов на подготовленном Круизере - второй день ждем с ними встречи.
Рассказали о нашем товарище под перевалом, попросили при возможности помочь.
К вечеру спустились в глубокий распадок и вышли к речушке Темпья.
За рекой самый сложный подъем на маршруте: короткий, но крутой. Сходу не взять - разгон затруднен камнями в воде у подножия.
Джиперы здесь исключительно лебедятся. А у нас специально припасенный на этот подъем трос… …остался у Лехи при буксировке :smile:
Но где наша не пропадала - при помощи бельевого шнура и такой-то матери затаскиваем на верх первый мотик.
Ну, на сегодня хватит - все притомились. Отбой…