DataLife Engine > Публикации > Подбираем тормозные колодки
Подбираем тормозные колодки7-05-2008, 20:56. Разместил: |
ТОВАРИЩ НА ЦВЕТ ЕСТЬ Как выбрать колодки для дисковых тормозов мотоцикла.
Тормозные колодки (ах, подлые!) имеют привычку изнашиваться. И когда приходишь в магазины мотозапчастей за заменой, то обнаруживаешь, что выбор - ого-го! А ценой они разные. И что прикажете делать? ![]() ДОВЕРЬТЕСЬ ПРОВЕРЕННОМУ Нет смысла гоняться за "оригинальными". Как правило, колодки изготавливают считанные специализированные "тормозные" фирмы, но в торговлю они поступают с разными этикетками. То, что многие называют "оригиналом", всего лишь упаковано в коробочку с логотипом производителя мотоцикла, который и задирает цену -"за лейбл". Если колодки меняете в сервисе, то расслабьтесь и примите выбор здешних специалистов - они предложат продукцию одного-двух, зато проверенных изготовителей. Из наиболее популярных, как правило, называют (в порядке "убывания" по рейтингу): Nissin, Ferodo, Vesrah, Good-ridge (для супермотардов и кроссовых мотоциклов), Lucas и Tokico,правда, последние в Россию завозят редко.
Мы обошли несколько магазинов, расспрашивали продавцов о свойствах предлагаемого ими товара. Наиболее полную информацию нам предоставили о Ferodo и Nissin, кое-что мы узнали про Lucas и Vesrah. Об остальных - почти ничего.
Часто к одному и тому же суппорту подходят колодки, в "именах" которых отличие лишь в буквенном обозначении, а случается и вовсе только цветом краски на металлической основе. В чем их разница по существу, можно узнать из каталогов производителей (они в магазинах, как правило, есть). Обычно эта информация носит рекламный характер. Пропустите мимо сознания восторженные фразы о выдающихся качествах товара и попытайтесь добраться до сути. Что мы и постарались сделать.
Прежде всего, колодки следует разделить на типы: универсальные, для бездорожья и спортивные. Сразу оговоримся: каждый тип хорош, но по-своему. Вместе с тем, при высоких показателях одного свойства обычно ухудшается другое. Покупайте те колодки, характеристики которых подходят именно вашему мотоциклу и вашей манере езды. Тормозные колодки Ferodo (в данном случае для Kawasaki KX5001989-95 г.в.) по цвету все хороши. Приобретая их, смотри обозначение на металлическом основании: А - универсальные Р; Б - DRC 393 (группы DX) для пустыни; В - для мокрого бездорожья SG.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ Каждая из фирм выпускает простейшие колодки, предназначенные, в первую очередь, для скутеров и мотоциклов с двигателями малого рабочего объема. Их можно установить и в суппорт заднего колеса современных аппаратов с рабочим объемом до 600 см3. Мотоцикл с ними не остановится "как вкопанный". Иногда оно и к лучшему - начинающий водитель не заблокирует колеса, а значит, не вылетит из седла, избежит аварии. Достоинства таких деталей: они долговечны, "бережно относятся" к тормозному диску, недороги. К этому типу относятся детали с обозначением S (Ferodo) и SS (Nissin).
Следующая группа может справедливо называться суперуниверсальными - они пригодны для большинства мотоциклов, эксплуатируемых в самых разных условиях. Тормозят они лучше колодок предыдущей группы, но изнашиваются быстрее. Обозначаются так: Р (Ferodo) и NS (Nissin). Представлен в этой группе и товар фирмы Vesrah.
Быстрее всего остановят мотоцикл самые дорогие из универсальных - с обозначением ST (Ferodo и Nissin) и Sintered metal (Vesrah). Всем они хороши, да только непомерно быстро "съедают" диски (а если диски чугунные, то вовсе не могут "работать"). С этим недостатком придется смириться байкерам, предпочитающим спортивный стиль езды, а также владельцам тяжелых туреров вроде Honda Gold Wing -именно на них рассчитаны отличные тормозные свойства этих колодок. А при езде в дождь им вовсе нет равных, кроме разве что SG (Ferodo), о которых чуть позже.
На мотоциклы Yamaha от TZR125RS до FDR1300 можно установить колодки разных типов. Например, фирма Nissin предлагает для 125-ки и для 1,3 литра NS (синие), ST (желтые) или RS (красные). На ST с обратной стороны пластины наносится серое керамическое покрытие. Оно защищает от тепла разогретых колодок суппорт и, следовательно, тормозную жидкость. Колодки Ferodo (изображенные справа) подходят для многих итальянских скутеров середины 90-х.
В диаграмме фирмы Nissin найдите на горизонтальной оси рабочий объем мотоцикла. Затем, учитывая назначение мотоцикла, "отправляйтесь" по вертикальной оси либо вверх - если ездите по асфальтированным дорогам, либо вниз, если ваша стихия - бездорожье. При исследовании графика вы встретите один или несколько овалов, которые очерчивают зону применяемости того или иного типа колодок. Вблизи от горизонтальной оси расположены зоны более или менее универсальных деталей, сверху и снизу - узкоспециальные.
ДЛЯ ВНЕДОРОЖНИКОВ В этой группе существует разделение, связанное с особенностями бездорожья, ведь одни носятся по пустыне или пляжу, других хлебом не корми - дай залезть в болото.
При форсировании рек (и вообще в сырую погоду) лучше других себя покажут колодки с обозначением SG (Ferodo) и ST-MX (Nissin). Их и придумали специально для "работы" с мокрым тормозным диском. Но не теряют качеств и в сухую погоду. За эту универсальность приходится дорого платить - и в прямом смысле, и в переносном - быстро изнашиваются тормозные диски. Чугунные диски в паре с ними устанавливать не рекомендуют.
При катании в пустыне тормозам приходится не сладко: песок так и норовит внедриться в мягкий фрикционный состав накладки и "съесть" диск, а высокая температура воздуха помогает "вскипятить" тормозную жидкость. Специально для этих условий разработаны колодки с обозначением DX (Ferodo) и GS (Nissin). Они хорошо противостоят агрессии абразивных частиц песка и служат теплоизолятором. Впрочем, свойство теплового протектора -палка о двух концах: тепло, выделяющееся при торможении, не доходит до тормозного суппорта, а значит, не нагревает тормозную жидкость. Это хорошо, но лишь постольку, поскольку меньше шансов, что она закипит. А плохо то, что при частом и интенсивном торможении перегревается диск - его может покоробить, и при торможении вы ощутите на рычаге или педали мелкую дрожь. Выручает то, что при езде по песку тормозить нужно гораздо реже, и удачно подобранные диски в паре с этими колодками работают намного дольше. И еще: фирма Ferodo предупреждает, что после "купания" эффективность торможения ощутимо снижается.
Несмотря на желтый цвет, эти колодки фирмы Nissin относятся к группе ST-MX. Их устанавливают на десятки мотоциклов типа эндуро с рабочим объемом от 50 до 650 см3.
ДЛЯ СПОРТА Из мира спорта к байкерам пришли детали с обозначением СР911 (Ferodo) и RS (Nissin). Они обеспечивают великолепное замедление но при одном условии диск и колодки должны быть разогреты. Это возможно только во время соревновании когда энергичные разгоны чередуются с интенсивны ми торможениями. При обычной езде как не усердствуй поддерживать высокую температуру этих деталей не удастся. В холод ном же виде эти колодки настолько "никакие" что изготовители запрещают использовать их на дорогах общего пользования. Спортсменам напомним, в паре с СР911 и RS способны "работать" только специальные диски которые не коробятся и не теряют прочность при высоких температурах. Но будьте готовы к тому что эти колодки и сами быстро износятся и беспощадно "расправятся" с диском. И еще Одно из качеств по которым оценивают тормозные колодки - уровень шума при торможении. Так вот именно эти колодки шумят громче всех. Цена "рейсинговых" комплектов ощутимо выше других. ![]()
Комплект колодок Nissin типа ST для двухдискового переднего тормоза Suzuki RMX250.
На этих деталях, применяемых в частности на Honda CBR1000FK и прочих, для изоляции суппорта от тепла разогретых при торможении колодок под металлическим кожухом находится довольно толстая пластина из композитного материала. У разобранной правой детали: 1-крышка; 2- колодка; 3 - термоизолирующая пластина.
И еще одна особенность способная смутить байкера. Если у вашего мотоцикла спереди два диска будьте готовы к тому что вам могут продать соответственно два комплекта колодок с отличающимися деталями и номерами (чаще всего для мотоциклов Suzuki и Kawasaki). Не удивляйтесь, колодки в наборах зеркально симметричны друг другу (под правый и левый диски).
Рекомендовать какой-либо определенный тип колодок для любых условий нельзя каждые хороши только в тех условиях для которых созданы. Те, что отлично тормозят, быстро "съедают" диск, да и сами быстро изнашиваются. А у долговечных и сберегающих диск может не хватить силенок, чтобы остановить тяжелый мотоцикл. Предназначенные для пустыни не справятся со своими обязанностями под дождем, а созданные для "болотных" покатушек среди барханов тормозить будут хуже и "сожрут" диск впившимся в них песком.
Благодарим за помощь в подготовке материала компании "Стрит-сервис" "Артмото" и "Мирный атом"
Журнал "Мото" №9 2004 год Борис ДАХНОВСКИЙ
![]() Вернуться назад |