DataLife Engine > Техническое > Как устроено зажигание и как искать искру

Как устроено зажигание и как искать искру


30-11-2011, 19:26. Разместил: serg
Итак:

Как устроено зажигание и как искать искру

Коммутатор нового образца, очищенный от герметика.

1-конденсатор накопительный, 2 – тиристор, 3-микроконтроллер, 4-трансформатор преобразователя напряжения +200В, 5- стабилизатор (КРЕН) +5В, 6-кварцевый резонатор микроконтроллера.

Как устроено зажигание и как искать искру

Блок-схема зажигания с коммутатором нового образца.

Как устроено зажигание и как искать искру

Блок-схема зажигания с коммутатором старого образца.

Как устроено зажигание и как искать искру


Как устроено зажигание и как искать искру

Кривые опережения старого коммутатора (синий) и нового (зеленый).

По горизонтальной оси – обороты в минуту, по вертикальной –градусы.
Отсечка - самая простая - прекращением искрообразования после 10460 об/мин у нового и 9460 об/мин у старого. При превышении оборотов даже на 1 об мин искра прекращается. Кривую опережения реализует микроконтроллер (компьютер на одной микросхеме). Программа в нем распознает сигналы датчиков и выдает импульс на электрод управления “У” тиристора. При этом тиристор открывается (между его электродами «А» и «К» возникает проводимость) и заземляет левый по схеме вывод конденсатора, заряженного до +200В. На первичную обмотку катушки зажигания подключен вывод конденсатора, правый по схеме. На первичную обмотку катушки замкнут заряженный конденсатор, причем минусом на верхний незаземленный вывод катушки, образуя колебательный контур. Этот же сигнал управления от микроконтроллера останавливает работу преобразователя напряжения на время открывания тиристора – иначе тиристор не закроется. Происходит искра. Напряжение искры имеет один отрицательный полупериод и один положительный. Тиристор при изменении полярности тока закрывается и ток протекает через диод. Диод и дает второй положительный полупериод. Искра при наличии диода становится более длительной. При следующей смене направления тока в контуре закрывается диод. Ток прекращается и искра тоже. Далее сигнал управления перестает подаваться и конденсатор заряжается по цепи – преобразователь-конденсатор-первичная обмотка катушки зажигания.
Силовая часть схемы - обычная для тиристорно-конденсаторной системы зажигания (CDI). Это допускает ее ремонт и диагностику по обычным методикам. Зажигание является также «двухискровым», т.е. на каждый оборот происходит одна искра. Это связано с отсутствием датчика положения распредвала, что также обычно для одноцилиндровых 4 тактных двигателей мототехники (скутеры, генераторы, квадроциклы). Одна искра происходит в конце такта сжатия и воспламеняет рабочую смесь, а вторая в конце такта выпуска и является «лишней». Питание системы зажигания поступает от бортовой сети +12В. Потребление тока составляет от 50мА при не вращающемся двигателе и отсутствии искрообразования до 500мА при максимальных оборотах. Небольшое энергопотребление позволяет запускать двигатель без АКБ кикстартером.

Особенностями данной системы зажигания являются два датчика:
1) Pickup Coil
2) Signal Coil

Происхождение данной конструкции просматривается в патентах США US5020506, US5161503, US7931014B2 (можно ознакомится на сайте http://www.freepatentsonline.com/ посмотреть рисунки) и упоминаемого в них патента Японии: Hei 9-151836 – нашелся только текст на японском языке.).
Signal Coil называется в предполагаемом первоисточнике Reference Signal Coil или катушка опорного сигнала. Назначение – определение направления вращения двигателя и блокирование искрообразования при обратном вращении. Помимо этого, сигнал с отдельной катушки или одной из обмоток 3-х фазного генератора используется для определения угловой скорости вращения коленчатого вала и управления опережением.

Как устроено зажигание и как искать искру

Простейшие средства тестирования системы зажигания.

Как устроено зажигание и как искать искру

Датчики зажигания и обмотка генератора.

Как устроено зажигание и как искать искру

Маховик с двумя выступами.

Как устроено зажигание и как искать искру

Измерения осциллографом на мотоцикле.

Как устроено зажигание и как искать искру

Осциллограммы напряжений датчиков, работа на холостых оборотах, (по рисунку можно определить обороты).

Как устроено зажигание и как искать искру

В подробном масштабе.

1 - вход края первого выступа в магнитный зазор датчика
2 - выход края первого выступа из магнитного зазора, от 1 до 2 по окружности 60 градусов.
3 - вход края второго выступа в магнитный зазор, 5 выход края второго выступа из магнитного зазора, от 3 до 5 по окружности 20 градусов.
От 2 до 3 по окружности 10 градусов.
4 - ВМТ напротив датчика положения коленчатого вала.
Фазовые соотношения – синусоподобный сигнал датчика угловой скорости (УС) (Signal Coil) проходит ноль на восходящем участке синусоиды одновременно с падением сигнала ДПКВ на участке 2-3 или раньше участка 2-3 по фазе, но не ранее 10 градусов. При других соотношениях искры нет.
Такая конструкция, требующая сигналов от двух датчиков:
1) исключает искрообразование при вращении двигателя в обратном направлении. Это защита от толчков кикстартером в ногу и поломок двигателя.
2) позволяет точнее и надежнее определять обороты и устанавливать опережение, особенно на малых оборотах. Есть такое понятие – «динамическая ошибка предсказания» - при резком разгоне или замедлении опережение соответствует прошлому обороту двигателя, а угловая скорость следующего оборота уже другая. В автомобилях применяется датчик угловой скорости, определяющий угловую скорость в пределах одного оборота до его завершения, предположительно Signal Coil – это именно он.

По амплитуде напряжений система работоспособна при напряжении с датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) (Pickup Coil) более +1.5В и менее – 1.5 В, так настроены пороги компаратора сигнала ДПКВ.
Напряжение датчика УС (Signal Coil) должно быть более +50 милливольт в максимуме и менее -50 милливольт в минимуме. Эти значения – пороги компаратора сигнала УС.
Фактически, даже при медленном прокручивании сигналы составляют несколько вольт- так что- компараторы отслеживают переходы сигналов через ноль и формируют прямоугольные импульсы на входах микроконтроллера.

Как устроено зажигание и как искать искру

Как устроено зажигание и как искать искру


Для изготовления контактов использовал пару ненужных хвостов от автомагнитол с евро-разъемами. Повытаскивав из разъема хвоста магнитолы контакты с проводами получил мамы в нужном количестве. Папы - из жести от банки или латуни.

Как искать искру?

Во времена контактного зажигания (Зажигание Кеттеринга, по фамилии автора) известного по Явам, Восходам, Ижам, Уралам, статистика неисправностей (мотор не заводится) оценивалась в литературе так: 90% - виновата система зажигания, 10% - система питания.
На сегодня ситуация с отказами зажигания изменилась в лучшую сторону (напишите, кто знает ссылки на статистику), но все-же проверку не запускающегося двигателя рекомендуем начинать с поиска искры. Это проще и быстрее, чем проверка системы питания с разборкой карбюратора.

Проверяем искру.

Свечу не выворачиваем. Снимаем провод и вставляем любую свечу подходящую по размеру. Прикручиваем проволокой к массе массу свечи. Прокручиваем двигатель и смотрим.
Если искра слабая или есть сомнения в высоковольтной части (провода, изоляция катушки) вместо свечи можно присоединить разрядник с зазором 6 мм (больше – не рекомендую). Разрядник можно изготовить из ненужной свечи, спилив боковой электрод.

ЕСЛИ ИСКРЫ НЕТ:

1) проверить датчик подножки и др. - измерить мультиметром напряжение на соответствующем контакте большого разъема. (см выше). Должен быть ноль или около того.
2) проверить датчики мультиметром в режиме "Омы". Для этого отсоединить малый разъем, и мерить сопротивление со стороны кабеля между черным и белым (должно быть порядка 1-2 Ом)
и синим и зеленым (примерно 450 Ом). Можно пользоваться двумя разогнутыми скрепками для подсоединения к контактам. Или сделать пластинки 0.7х2.4х8 мм из жести или латуни.
На массу ни один из датчиков при отсоединенном от коммутатора разъеме не должен показывать проводимость.
3) Проверить наличие соединения с массой в контакте большого разъема. (см выше).
4) Проверить наличие напряжения при вкл зажигании на соотв контакте большого разъема.
5) Проверить наличие импульсов от датчиков - Мультиметр в режиме АС 200 вольт подсоединять при прокручивании двигателя между черным и белым и затем синим и зеленым проводами малого разъема. Должен показывать 0.4 или 0.5 Вольта. Если хочется более очевидного результата - лампочкой на 3.5 Вольта (от батарейного фонаря) проверяем Signal Coil (черный и белый). Она должна загораться при прокручивании. Пробником - светодиод красный + резистор (примерно 1К) проверяем импульсы с Pickup Coil (синий и зеленый). Должен мигать при прокручивании.
7) Проверяем наличие напряжения на выходе коммутатора и первичной обмотке катушки. Для этого подключаем лампу на 3.5 вольта параллельно первичной обмотке и прокручиваем. Она должна мигать. Если хотим проверить выходное напряжение коммутатора без катушки - подключаем лампы автомобильные на 12 вольт, 1-3 Ватта. Должны мигать. Мелкие лампочки - ярко, Большие - едва заметно.
8 ) Можно пользоваться для проверки импульсов тестером из динамика компьютерного, наушника из телефонной трубки или плеера. Ими можно проверить сигналы с датчиков и импульсы в первичную обмотку (обмотку не отсоединять от коммутатора).
9) Внутри коммутатора соединены "верхние" контакты малого разъема датчиков и контакт массы большого разъема. Проверяется омметром. Если не уверены, старый или новый коммутатор - проверяем омметром с каким контактом большого разъема прозванивается внутри коммутатора любой из верхних контактов малого разъема.

РУКОВОДСТВА ПО РЕМОНТУ ОБ УСТРОЙСТВЕ ЗАЖИГАНИЯ

В руководстве на DR-250 устройство зажигания практически не описывается. У сигналов, приходящих в коммутатор есть названия, но зачем они не говорится.
В руководстве на DRZ-400 есть правильный рисунок и правильная концепция функционирования коммутатора. Он взят нами за графическую основу и дополнен результатами самостоятельного изучения вопроса.
В руководстве на DR-650 есть рисунок, и текст к нему, причем, однозначно написано что коммутатор питается от обмотки Signal Coil (мануалы, кроме DRZ-400, есть в Файлах).
ИМХО, это трудности перевода или редактирования путем приведения непонятного устройства к известному редактору принципу или намеренное искажение, либо отличие коммутатора данной модели (в это не поверю, пока не ознакомлюсь с таким коммутатором).

РОЗОВЫЙ ПРОВОД И ДАТЧИК ЗАСЛОНКИ

Проделано немало экспериментов с коммутаторами старого и нового образца. НИКАКОГО влияния на параметры зажигания на сегодня не выявлено.
Возможные причины:
- влияет только в каких-то версиях коммутаторов
- влияние сложное и отложенное по времени (набор статистики об условиях эксплуатации, состоянии двигателя и усреднение, что совсем нетрудно при довольно больших ОЗУ и ПЗУ данного микроконтроллера)
- какие-то отличия создаваемых для проверки сигналов от реальных (имитация разгона – замедления при открывании – закрывании заслонки).

ЧТО МОЖНО УЗНАТЬ О ЗАЖИГАНИИ ЕЩЕ?

Для дальнейшего изучения роли розового провода, датчика заслонки, второго выступа на маховике и др. нужно разобрать один или даже два коммутатора каждого образца, при этом их дальнейшая работоспособность не гарантируется. Не гарантируется и получение ответов на все интересующие вопросы…

Никакой ответственности за последствия использования материалов статьи автор не несет.
Замечания, пожелания, указания на опечатки – принимаются в комментариях, а лучше в соответствующей ТЕМЕ.

Автор: 200

Вернуться назад