![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Сильно заинтересован ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 253 Регистрация: 18.6.2008 Вставить ник Цитата Из: Одинцово Мотоцикл: Квадро CF-500 Репутация: ![]() ![]() ![]() |
"Мурман 2010". Экспедиция на Кольский полуостров.
Часть 1. Подготовка. Поездки на внедорожной и, вполне себе, дорожной технике по стране нашей необъятной - популярный вид активного отдыха. Активный образ жизни плохо загорает на пляжах Египта, ему не к лицу турецкое серебро и дискотеки, а от азиатской кухни случается частая изжога и пучит. Поэтому каждый год сотни, а то и тысячи, хороших людей, следуя древнему зову предков, отправляются покорять поистине бескрайние просторы нашей необъятной Родины. Один из интереснейших и популярных маршрутов, пролегает по дорогам, грейдерам, зимникам Карелии и Кольского полуострова. По легендам, именно здесь находилась древняя могущественная цивилизация, называемая Гипербореей, здесь человек покорял тайгу и тундру, полярную ночь, морозные шторма и... не покорил. На этих сопках и скальных выступах шли жесточайшие бои, ставшие примером русской воинской славы в Новейшей истории. Местное коренное население устояло перед окончательной советизацией и водочной ассимиляцией, сохраняет элементы древнего традиционного языческого уклада. Под ногами в лесотундре и тундре, наряду с патронами и колючей проволокой, вполне можно найти языческие места силы - сейды, и древние капища. Но и человеку далекому от этнографических изысканий будет не безынтересно путешествовать по Русскому Северу: охота, рыбалка, красивые пейзажи, бурные реки с перекатами и водопадами надут своего почитателя. Наша поездка была организована в рамках клуба активного отдыха Эндуротур . Адрес сайта ENDUROTOUR http://endurotour.ru. Символом поездки стал древнесаамский шаман, изображения которого, в качестве одного из элементов петроглифов, найдены на сейдах Кольского полуострова. Мурман 10. Endurotour.Ru" ![]() ПОДГОТОВКА. Цели у всех участников были свои, но не взаимоисключающие. Интересно было: познакомиться с бытом и укладом кольских поморов протестировать себя и внедорожную технику на ряде сложных и не очень маршрутов сделать хорошие фотоснимки порыбачить позаниматься подводной охотой окунуться в стихию природного естества и безмятежности, которой так не хватает городскому жителю. В соответствии с целями, перед нами встал ряд задач. Не самой простой из которых была разработка интересного маршрута, который позволил бы достичь поставленных целей. Выбраному маршруту должна была соответствовать подготовка экипажей. Маршрут экспедиции формировался на протяжении довольно длительного срока - по большому счету, в течении двух лет. На общегрупповых сборах обсуждались не только возможные варианты маршрутов, но и количество (состав) экипажей, наши отпускные потенции, и личные пожелания. Изначально маршрут должен был проходить по классической джиперско-кольской схеме: Москва - Ярославль - Вологда - Вытегра - Пудож - Медвежьегорск - Кандалакша - Мурманск - полуостров Рыбачий Далее в схему был встроен творческий элемент, соответствующий нашим интересам: общий старт спецучастка 1000 ручьев знаменитой Арктик-Трофи , для чего необходимо было возвратиться в Ревду. Далее путь пролегал в сторону Кировска. В Кировске группа разделялась. Часть группы держала путь на базу Контрольно спасательной службы (КСС) в Хибинском горном массиве, а часть преодолевала умбозерский перевал на мототехнике. При благоприятном стечении обстоятельств, мотогруппа проходила спец участок (СУ) Затерянный мир , вышеупомянутого Артик-Трофи и возвращалась через Оленегорск на базу КСС. Далее планировалась дневка, баня и промежуточный разбор полетов. Дальнейший путь пролегал в сторону устья Варзуги. Цель - пустыня выветривания у старого рыбачьего поселка Кузомень. Поездки в этом направлении так же довольно популярны. В интернете можно найти большое количество отчетов. На море планировалось провести несколько дней, вступая в регулярные потребительские контакты с природой на предмет рыбы и грибов. На обратном пути предполагалось сделать морскую стоянку у Чупинской губы в районе деревни Полунга. Обстоятельства, как всегда, внесли свои коррективы.... ![]() На этапе подготовки экспедиции, количество экипажей варьировалось от 6-ти ( с общим количеством участников 14 человек и 6-ю элементами мототехники), до 3-х экипажей (6ти человек с 3-мя элементами мототехники). Постоянно кто-то заболевал, забывал, у кого-то случалась затяжная диарея , скоропостижно умирала бабушка , осуществлялась плановая высадка НЛО на приусадебный участок. В общем, обычная подготовка шла по своему обычному пути. В соответствии с количеством экипажей, изменялась и техническая составляющая и, если в изначальном плане участвовало 6 автомобилей, 2 из которых были отечественными Нивами, то в окончательном списке присутствовала одна иномарка и две довольно пожилых Нивы. Что существенно снижало шансы на выживание группы. В соответствии с новыми обстоятельствами, был предложен новый вариант маршрута. Из него были исключены элементы серьезного рубилова на Рыбачьем, так как две нивы с прицепами загруженными техникой могли не преодолеть возможные препятствия. А для того что бы двигаться на мототехнике отдельно от машин не хватало квалифицированных водителей с достаточной степенью внедорожной подготовки. Из списка так же исключили заезд в Кировск и Хибинский горный массив. Зато в маршрут был включен прорыв до горного озера Райявр в Ловозерском горном массиве. Исходя из анализа существующей литературы, подкупала возможность стать первыми посетителями этого удивительного места, которые добрались до него на подобной мототехнике. Окончательный список участников состоял из 10-ти человек, которые разместились в трех автомобилях: Mazda BT-50 - 3 человека Нива короткая - 3 человека Нива длинная - 4 человек. Загрузка материальнотехнической частью по автомобилям выглядела следующим образом: Mazda BT-50, общегрупповое снаряжение в грузовом отсеке под силовой крышкой, квадроцикл Honda TRX-300 и 100 литрами запасного дизельного топлива на силовой крышке, общегрупповое и личное снаряжение на силовом багажнике. Нива короткая - транспортировала мотоцикл Honda XR-650 на прицепе, так же на прицепе ехал экстренный запас топлива, часть общегруппового снаряжения Нива длинная - транспортировала прицеп Тонар , с квадроциклом CF-500, часть общегруппового и личного снаряжения. Загрузка, одним словом, была полная... При перемещении по маршруту использовались Навигаторы Maggelan серии Triton (модели 1500 и 2000). Был установлен дополнительно к штатному ПО Ozzi Explorer. Карты: генштаб, спутник Google Earth из Sas Planet. При перемещении в автотранспорте так же использовался Нетбук в сочетании с GPS модулем на SirfIII, так же оснащенный Генштабом и Спутником Гугл. В качестве дополнительного элемента использовался обычный автомобильный навигатор с Навинтел (Он даже знал некоторые дороги). Внедоржная подготовка была на грани с экспедиционной. На 3 автомобиля было 2 электролебедки. На Мазда БТ-50 и квадроцикле CF-500, одна ручная лебедка. Пара бутылочных домкратов, один хайджек, один эйрджек. В Мазде был установлен стационарный компрессор с ресивером на 8 литров. На автомобили была установлена грязевая резина. Все автомобили были оснащены фаркопами и радиостанциями СИ-БИ (Ci-Bi 27Mhz) формата, одна из них со стационарно установленным усилителем сигнала. Отдельно стоит отметить, что без радиостанций подобная поездка была бы не возможна. В конце отчета находятся ссылки на списки общегруппового и личного снаряжения, задействованного в экспедиции, который может применяться в подготовке подобных поездок. НАЧАЛО МАРШРУТА Отчет по поездке предпочитаю представить не в четком хронологическом порядке, а по ходу значимых событий. Я намеренно иду по этому пути, так как при разработке маршрута столкнулся с большим количеством отчетов, построенных в форме ежедневника, с четкой хронологией. Из подобный отчетов сложно сформировать единый образ поездки, обусловлено это разным темпом групп, разными приоритетами и интересами. Выезд состоялся 10-го июня 2010 года. Дорога до Ярославля не представляет каких-либо сложностей. Качество покрытия: от хорошего, до средней паршивости (с ямами и выбоинами). Засады ДПС бывают редко, но нужно быть внимательным на участке от поворота на Александров до Переславля. Этот перегон включает в себя новый открытый участок дороги, с хорошим дорожным полотном, на нем может работать одновременно до 6-ти камер-радаров. Серьезные посты ДПС - перед Переславлем Залесским перед Ярославлем. На там работают, в основном, нормальные ребята и проблемы там устраивают редко. От Ярославля до Вологды последний раз я ездил 4 года назад. Дороги практически не было. Был вечный ремонт: ямы и выбоины. Сейчас все отремонтировано, дорога хорошая и серьезных проблем не представляет. На этом перегоне, замечательным местом является бурелом на несколько десятков километров. Почему-то о прошедшем там в июне 2010 урагане не так много информации, хотя мой товарищ рассказывал мне, как порывами ветра ночью положило березовую рощу под Переславлем. По пути встретили знакомых ребят из Сузуки Джебел Клуба , они шли по похожему маршруту, но от СУ 1000 ручьев отказались, посчитав его слишком сложным. И зря отказались. Пофоткались, пообщались, поехали дальше. Джебелклуб живет HTML http://djebel-club.ru/ ![]() Жара стояла ужасная, но водоемы вдоль дороги спасали положение. Купались. Отмечать на маршруте заправки - практика хорошая, но она может сыграть злую шутку. Нужного топлива на заправке может не быть или качество его будет отвратительным. Поэтому после Вологды имеет смысл запастись топливом. Разумно иметь на экипаж 50 -75 литров топлива в канистрах. Запас позволит не напрягаться, если лампочка замигает или солярка на ближайшей заправке будет вонять медвежьей мочой. Не забывайте, что канистры по существующим правилам, должны быть промаркированны, как огнеопасный груз (наклейка). На практике же, отсутствие наклейки на канистре, вызывает вопросы у сотрудников ДПС не часто. До Вологды легко доведет любой навигатор. При желании, в Переславле, Ростове, Ярославле, Вологде можно осмотреть массу достопримечательностей и вкусно покушать. Города просто замечательные. Но мы идем на Север ! Вытегра Вы́тегра город (с 1773) в России, административный центр Вытегорского района Вологодской области. Население 10814 человек (2010 год). Вытегра - симпатичный город, с развитой инфраструктурой. Есть качественное топливо, сервис, магазины запчастей, универсальные магазины, достопримечательности. Подробнее Пудож. Пу́дож (карельск. Puudoži) город в России, в Карелии, административный центр Пудожского района. Пудож - небольшой населенный пункт на нашем пути. Несмотря на свои небольшие размеры, город примечателен петроглифами и другими интересностями, которые при наличии времени обязательно рекомендуется посетить. Подробнее Есть магазин, кое-какая инфраструктура. По дороге на Медвежьегорск нашему экипажу, как ведущему, достаются всякие сюрпризы. Постоянно что-то перебегает дорогу, кричит и лает. Сумерки. Не успели привыкнуть к этим сюрпризам, как об стекло ударяется что-то большое. Какая-то курица: то-ли рябчик, то-ли куропатка. От удара почти проснулся, заодно осознав, что за рулем - я. Идем искать незваного гостя. Пусто. Видимо удар пришелся по касательноё и птица смогла самостоятельно скрыться с места ДТП. Фоткаем ручеек. На Кандалакшу. Мурман 10. ![]() Ловлю себя на мысли, что неплохо бы было тут занырнуть на предмет поиска рыбы. Жабры сохнут. Таций спит. Пришлось распинать - показать ручеек. Дима походил, покивал и пошел спать. Сволочь! Сажаю за руль Фырку. Надо хоть пол часа вздремнуть. За несколько десятков километров до Медвежьегорска принято добровольно-принудительное решение об отдыхе. В следующей части маршрута предполагалось углубиться в СУ 1000 ручьев . Для этого необходимо было преодолеть участок в более чем 800 километров дорог с покрытием и 10-15 километров каменистого бездорожья с бродами и каменным триалом. Медвежьегорск. Медвежьего́рск (карельск. Karhumägi, фин. Karhumäki); город (с 1938) в России, в Республике Карелия, административный центр Медвежьегорского района. Расположен на берегу Онежского озера. Население 15,4 тыс. чел. (2009). До 1938 года населённый пункт назывался Медве́жья Гора́, а железнодорожная станция называется так до сих пор. Подробнее Медвежьегорск. Экспедиция Эндуротур Мурман 2010 . Endurotour.Ru ![]() Медвежьегорск. Мурман 10. ![]() Медвежьегорск - важный населенный пункт на пути. Следующий очаг цивилизации - Кандалакша. В Медвежьегорске есть сносное по качеству топливо, продуктовые и универсальные магазины. Здесь мы пополняем припасы воды, пищи, топлива. Покупаем газовую плитку и газ для неё. Пополняем жировой запас в местной харчевне. Уже чувствуется северная прохлада. Полярный день напрочь отбивает желание спать. Город симпатичный, ощущается карельский колорит. Что бы не зазеваться смотрим карту. Наш путь пролегает по главной дороге с одним поворотом на светофоре направо. Сделали традиционную фотографию: Полярный круг. Экспедиция Эндуротур Мурман 2010 . ![]() Путь на Кандалакшу уже начинает захватывать своими пейзажами, начинаешь потихоньку проникаться красотами Русского Севера. Погода нам в помощь. Светит солнце, причем почти круглосуточно. Первое время это даже забавляет. На Кандалакшу. Мурман 10. ![]() ![]() Кандалакша Кандала́кша (карельск. Kandalakši, Kannanlakši, Kandalahti, фин. Kantalahti, колтта-саамск. Käddluhtt, древнеисл. Handvik) город (с 1938) в Мурманской области России. Население — 36 068 человек (2010 год). Подробнеее Некоторые члены нашего дружного коллектива, например Я, Петр, Симка, Роджер испытываем особую любовь к этому городу. Зимой здесь можно неплохо покататься на Крестовой горе. Она по-сути и не гора вовсе, а сопка. Но эти занесенные ёлочки, мягкий снег, зимнее Белое море. Подкупает. Будет время стоит погулять. Хороший город, но мэров мочат. Проскакиваем мимо. Наша цель - Ревда. Она уже совсем рядом. После Кандалаши пейзаж начинает кардинально меняться: таёжная растительность уступает лесотундре, сопки становяться выше, подъемы и спуски привычным, и приятным элементом продвижения. Дорога отличная. Еще-бы. Она тут одна. ![]() Хибины Хиби́ны; крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст — порядка 350 млн лет. Высшая точка гора Юдычвумчорр (1200 м над уровнем моря). В центре расположены плато Кукисвумчорр и Часначорр. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными ледниками и снежниками. Сложен большей частью нефелиновыми сиенитами, с которыми связаны месторождения апатито-нефелиновых руд. У подножия расположены города Апатиты и Кировск. Подробнее Все ближе Хибинский Горный массив. Его уже видно где-то за низкими облаками. Где-то там, в сердце Хибинского горного массива пролегает СУ Затерянный мир. От него мы вынужденны отказаться, но обязательно прорвемся в следующий раз. ![]() ![]() ![]() Мончегорск Мончего́рск; город в Мурманской области России. Образует городской округ город Мончегорск. Расположен в 145 км к югу от Мурманска. Население; 47612 человек (2010 год).Названием город обязан реке Монча, окрестности которой издавна называли Мончетундра. ;Монча» по-саамски красивый, тундра; ;горный массив. Подробнее Впереди Мончегорск. Город-горнообогатительный комбинат. В рассветной дымке он предстает перед нами в образе обители Князя Тьмы. Мончегорск крупный центр медно-никелевой промышленности. На юге города находится крупная техногенная пустошь - влияние выброса комбината Североникель : обожжённые сопки, мертвые деревья и вода цвета всех оттенков желтого. Если бы Люцифер имел место постоянной регистрации то, наверняка, где-нибудь тут. ![]() ![]() ![]() ![]() По пути делаем несколько остановок. Пейзаж заставляет всех взяться за фотоаппараты и почувствовать себя Анселем Адамсом. Конст расчехляет свои высокие технологии и судорожно щелкает затвором. Все такие молодцы, что сейчас есть, что вставить в отчет ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Через несколько минут подъезжает крайняя Нива, фотосессия повторяется. ![]() Люцифер прописан там! ![]() Проехав всего несколько километров от прошлой фотосессии, снова останавливаемся. На дороге стоит вертолет. И сотрудники ДПС ему что-то недовольно объясняют и... фотографируются. Но с другой стороны пилота можно понять, ну где ему еще приземлиться? ![]() ![]() По пути на Ревду снова сажаю за руль Фырку. Рубит меня спать не по-детски, но заснуть не получается. Пол часа провалялся в полукоматозном состоянии. Проезжаем интересное сооружение, обозначенной на Генштабе как Сараи . Фотографии делать не стали. Пусть Родина бдит этими сараями нашу безопасность. Погода меняется. Выпала мелкая изморось, лежит иней и кое-где замерзли лужи. Заполярье. До Мурманска меньше 100 км. ![]() Ловозерские тундры. Ловозерские тундры; горный массив на Кольском полуострове в Мурманской области России. Расположен между Ловозером и Умбозером. Вершины плоские, каменистые, высотой до 1 120 метров на горе Ангвундасчорр. Лесная растительность на вершинах отсутствует. Склоны крутые, покрытые в нижней части хвойными лесами. Сложены нефелиновыми сиенитами. ПОДРОБНЕЕ В ловозерах лежит снег, вечная снежная шапка одного из самых таинственных мест Европейской России - Ловозерских тундр. ![]() Ревда. посёлок городского типа в Ловозерском районе Мурманской области, самый крупный населённый пункт района. Население; 9344 жителя (2010 год). В переводе с саамского - яма, или место сбора оленей и лосей в период осеннего гона. Хотя точной этимологии гидроним не имеет. Градообразующим предприятием стал Ловозерский горно-обогатительный комбинат, в состав которого входят подземные рудники Карнасурт и Умбозеро. Также в посёлке находится исправительная колония строгого режима ОЮ-241/23. ПОДРОБНЕЕ В Ревде на рассвете делаем остановку и утепляемя. Мы с Констом на БТшке едем искать дорогу у ГОКа в сторону Сейдозера. Чистое любопытство. Дорожка оказывается не для нашей подготовки, даже не мотике риск упасть со скалы вполне себе ощутим. От ГОКа открывается прекрасный панорамный вид на Умбозеро и Хибины. ![]() Несколько поворотов в сторону Ловозер и мы выходим на дорогу 1000 ручьев. Здесь начинает спортивная часть нашего маршрута. Сгружаем технику. Распределяем роли. Впереди 70 километров оффроуда разной степени сложности. Маршрут 1000 ручьев пролегает у подножья Ловозерского горного массива с одной стороны и Умбозером с другой. Дорога использовалась при строительстве железнодорожных путей от Горнообогатительного комбината в Ревде до поселка Октябрьский, неподалеку от Кировска. Часть дороги разобрана и сдана в металлолом. Но радует то, что в случае серьезных проблем с преодолением препятствий на самой дороге, можно найти выезды на остатки железнодорожного полотна и потрястись по нему. Для выгрузки квадроциклов используем доски - удобно, можно использовать в качестве сендтраков, отличная замена металлических трапов. ![]() На радостях от выхода на маршрут распиваем на группу бутылку пенистого напитка. ![]() ![]() ![]() Задача на ближайшие несколько часов - углубиться в лесотундру на 10-15 километров и встать на отдых лагерем, подальше от населенки. Броды, бродики и каменные триал не заставляются себя ждать. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Часть группы на мототехнике уходит вперед. Разведка ждет на развилках. Петр и Таций на распутье. ![]() Несмотря на большое количество препятствий в виде камней, бродов образованных ручейками и речками, дорога довольно однообразна и скучна, прыгаю с машины на квадрик, с квадрика на машину, все равно скучно ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Время от времени Конст с Фыркой уходят на квадре вперед, иногда их находим стоящими и дымящимися в лужах. Некоторые глубокие. ![]() ![]() ![]() Полезно:
Вредно:
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Сильно заинтересован ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 253 Регистрация: 18.6.2008 Вставить ник Цитата Из: Одинцово Мотоцикл: Квадро CF-500 Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Видимо, когда-то здесь ходила гусеничная техника. Возможно, это направление до сих пор используется в качестве зимника. В сторону Ловозера уходит отчетливая лысая каменная гряда, вполне пригодная для перемещения на мототехнике.
Пройдя порядка километра по ней, упираемся в отвесный обрыв с изумрудно зеленым озером внизу. Теперь нужно делать траверс в сторону вершины горы, идти на технике по уступам, избегая попадания в глухие отвесы. Техника начинает ощутимо перегреваться -сказывается разрежение и угол по которому приходится ползти на пониженной передаче. Относительно простой подъём длится около сорока минут. Из под колес летит измельченная скальная порода. Очень не хочется заглохнуть: пара-тройка ошибок и технику, пролетевшую с 500 метрового обрыва, придется искать в живописно-изумрудном озере и не факт, что будет кому искать. ![]() Ближе к 600 метровой точке, становится труднее набирать высоту, под колесами появляются большие обломки скальной породы. Движение вызывает локальные обвалы, попадаем в глухие карманы с лужами талой воды, упираемся в обрывы, Генштаб бесполезен. Навигаторы служат только для регистрации высоты. Встаем отдышаться и пытаемся связаться с базовым лагерем по радиостанции - безрезультатно. Сотовой связи нет. Начинаем жалеть о том что не взяли с собой какой-нибудь более-менее серьезной еды. В сочетании с газовой горелкой три банки тушенки и макароны были бы очень уместны. Дров нет, костер не разведешь. Но необходимости не ощущается. Солнце пока греет, хотя чем выше поднимаемся, тем меньше. Закончилась чистая пресная вода, но нашли классный снежник. Повалялись - пофоткались, покидались снежками, перекусили ![]() ![]() ![]() ![]() Издалека замечаем каменную пирамиду рукотворного происхождения. Да это же первый на нашем пути сейд! Любопытство берет своё и, после фотосессии, Петр достает из сейда жертвоприношения - кости животных и птиц. Все что изъяли положили обратно, дабы не волновать духов гор и вездесущего Йети (которого надо, по старой традиции, чаще мыть). ![]() ![]() Продолжаем движение галсом в сторону Райявра. На высотометре 670. Чтобы набрать 10 метров, приходится ехать минут 20 зигзагами, внимательно определяя направление. Петр ловко вертит мотоциклом, но иногда он глохнет. Несмотря на высокую маневренность, мотоцикл отнимает много сил. Особенно учитывая, что постоянно приходится работать кикстартером и все движение осуществляется в кроссовой стойке медвеженка. TRX 300, под управлением, Тация прыгает как сайгак, но у меня постоянно возникают опасения за сохранность задних балонов. Шины низкого давления легко продавливаются острыми, как ножи, скальными обломками. CF500 подо мной ведет себя достойно. Толстая аллюминиевая защита позволяет не опасаться за сохранность агрегатов, успокаивает наличие лебедки, тросов и понижайки. Подниматься вверх приходится тоже в стойке. Трясти пятисоткубовую махину из стороны в сторону, скидывая с камней сложно, зато очень легко можно сорвать спину. Тормоза стали заметно мягче - списываю на попадание воздуха в систему после падения в котловине пересохшего озера. По замыслу, мы должны добраться до вершины горы Энгпорр. На высоте 887 метров, судя по схеме Ловозер и карте Генштаба, находится относительно ровное плато, на котором можно будет разместить технику. Предполагаемая остановка в точке 67°44'49.20 С 34°49'27.37 В. Таким образом, мы встанем между тремя важными точками нашего прорыва: А) озером Райявр, Б) ущельем Ферсмана, В) ущельем ручья Чивруай. Которые мы сможем посетить, при удачном стечении обстоятельств. ![]() ![]() Последний час поменялись с техникой ролями и тащим её на своем горбу. ![]() ![]() С потом выходят последние капли жидкости. Доедаем запасенный снег. Скальные обломки становятся все больше и больше. Доходим до плато и оставляем технику на нем, уходим выше с разведкой возможности дальнейшего продвижения на мототехнике. На высотометре 770. До вершины Энгпорр еще 100 метров. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Отмечаю, что на высоте 777 метров есть неплохая площадка под палатку. Жаль, что у нас её с собой нет, так как в ней нет смысла ![]() обломков скальной породы. Техника остается на высоте 770 метров на выбранной ровной площадке. Точка зафиксирована GPS. Вид с подъема на вершину Энгпорр на долину Умбозера. ![]() ![]() К сожалению, в этой поездке у нас не оказалось качественной фототехники, и фотографирование осуществлялось на мыльницу, которая здорово поганила картинку. Через несколько минут мы подходим к нашей основной цели - озеру Райявр. С вершины горы оно выглядит сказочно: бирюзовый цвет прозрачной воды призывает нас спуститься в глубь цирка. На всякий случай пишу трек маршрута, чтобы потом вернуться к технике. Как оказалось - не зря. ![]() ![]() ![]() Вид на Райявр в сторону истока реки Раййок. Раййок мы пересекали, двигаясь от базового лагеря в сторону цирка. ![]() Спуск занимает около получаса, особенность местного горного рельефа - большое количество скальных ступеней, которые мешают объективной оценке сложности спуска. Но на которые практически не обращаешь внимания, поднимаясь вверх: с площадки ступени хорошо заметны возможные пути подъема. При этом совершенно не ясны возможности спуска. Купаемся в озере, несколько минут отдыхаем и собираемся назад. Солнце начинает опускаться ближе к горизонту, ощутимо холодает. Выходит на промыслы комарьё и мошка. ![]() Было бы здорово понырять на Райявре с аквалангом или даже без. Очень интересна глубина и фауна водоема, прозрачность метров 6. Обязательно реализуем. К тому же, судя по незапланированным временным затратам, мы не успеваем на другие две точки. Даже на ущелье Ферсмана не хватает времени. ![]() ![]() Прощаемся с Райявром. Ёще раз жалею о том, что фотографии с этих мест у нас отчетные без возможной художественности. Приложу пару карточек с озера, сделанные качественной техникой. ![]() Автор http://www.panoramio.com/user/4287558with_...85488"> ![]() Автор http://www.panoramio.com/photo/40238389 Olegus P. Обратный путь оказывает куда сложнее, чем мы планировали и ожидали. Погода ухудшается. Никак не можем найти оставленную технику. Идем на точку зафиксированную в GPS, а мототехники все не видно. Разделяемся и двигаемся вдоль по ступеням Энгпорр, между нами метров 200. Тактика приносит свои результаты- через некоторое время мы видим на одной из ступеней цветные пятна. Между нами несколько ступеней, и этого оказалось достаточным, что бы зафиксированная с некоторой погрешностьюб точка в навигаторе оказалась бесполезной и не привела нас к нашей импровизированной стоянке. Начинает дуть ветер. Солнце скрылось за облаками. Пытаемся организовать плановый сеанс радиосвязи, примерно в это время мы договорились с базой, что она выйдет в эфир с усилителем. Глухо. Зато на телефоне Тация одна палочка приёма. Кое-как удается сообщить лагерю, что с нами все в порядке и мы выдвигаемся назад. Палочка пропадает с пришедшей тучей. С горы Суолуайв начинает спускаться туман, его тянет в нашу сторону. Существует серьезная угроза застрять на Энгпорр без пресной воды и пищи на длительное время. Спустить в тумане технику мы не сможем. Поддавшись этим настроениям, мы допускаем детскую ошибку: вместо того, что бы возвращаться по записанному треку, тем же путём, мы спускаемся на ступеньку ниже по короткой прямой. Таким образом, мы сразу теряем 10 метров высоты, на этом преимущества избранной тактики заканчиваются, и начинаются проблемы. Практически сразу мы оказываемся на ступени, структура которой препятствует нашему возвращению на записанный трек. Вверх дороги нет, слева и справа обрывы, выбираем наименее сложны путь и идем по нему, спускаем технику по одной на сцеплении, страхуем друг друга. Погода ощутимо портится, порывы ветра с дождем и снежной изморосью сменяются тучами комаров, открыть рот и крикнуть что-то товарищам невозможно - рот сразу забивается летучими кровососами. Как только останавливаемся передохнуть, сразу начинает тянуть туман с Суолулайв, как специально! ![]() Проскальзывают в голове все эти таинственно-мистические истории, может зря мы потревожили сейд и духов озера Райявр? Уже не фотографируем. Сил на это нет, и туман подгоняет. Сделали несколько видеозаписей, которые приложены к отчету, в одной из них зафиксированы некоторые моменты спуска техники. Скажу лишь, что иногда приходилось съезжать (или падать) с практически отвесных уступов. Весь спуск осуществляется на тормозах, в один из моментов Таций совершает сальто-морталле, сверху его накрывает квадроциклом. Серьезность момента даже не успел сразу осознать, все произошло очень медленно, но достаточно для того что бы Таций некоторое время не подавал признаков жизни. Вытаскиваем с Петром друга из под квадра, у него сильное рассечение ладони и повреждения голени. Продезинфецировали и наложили бинты. Этот момент здорово выбил из колеи, но мы стали внимательнее и осторожнее. Постоянно чувствуем опасность попасть на ступень с отвесом такой высоты, который мы не сможем преодолеть. В этом случае придется спускать технику на веревках и лебедке. Моросящий дождь и продувающий ветер забирают остатки сил. В виндстоппере с капюшоном находиться невозможно, сразу начинаешь потеть, а без - закусывают комары и продувает ветер. Так и приходится застегивать-расстегиваться каждые 5 минут. Начинает идти мелкий снежок. Лето в Заполярье хоть и короткое, но малоснежное -нам просто повезло . Выходим на ледник. Едим снег и пополняем запасы воды в организме из ручья. Чуть выше от места пополнения запасов нахожу чей-то скальп. Прямо в том же ручье, вода из которого нам показалась удивительно вкусной. Настоялась на скальпе. Апперетив ё-моё. Похоже, тоже чье-то жертвоприношение, других логичных объяснений найти не могу. Скальп или оленя или Йети. Надеюсь, что первого. ![]() Завидую весу спортивного квадроцикла Тация. С другой стороны, постигаю азы каменного триала. Не Экстрим геймс конечно, но теперь я представляю как осуществляется спуск на подобной технике по таким каменистым ступеням. Спуск осуществляется в несколько этапов: • после предварительного осмотра, выбирается наиболее простой траверс с наименьшим перепадом высот • выбранный путь осматривается более внимательно, и мысленно разделяется на несколько участков • между участками определяются точки, где будет осуществлена более-менее безопасная остановка • на участке до первой остановки внимательно осматриваются все ключевые препятствия по которым будет осуществляться движение, определяется четкая траектория на отдельно взятом участке • по возможности убирается мусор, и все те обломки камней, которые могут помешать движению • преодолевая участки, идем по пути наименьшего перепада высот, но нужно что бы он обязательно был, иначе можно упереться непреодолимый по высоте и структуре перепад • нужно убедиться в устойчивости следующей на пути "ступени" • начав движение, стараемся плавно переносить свой вес и вес квадроцикла на передние колеса, двигаемся практически без газа, пользуемся только сцеплением или тормозом и пониженной передачей в случае вариатора • в нашем случае часто попадались участки, где между двумя плитами был перепад не только по высоте (от десяти сантиметров, до полуметра), но и нижерасположеная плита находилась на некотором расстоянии, часто до полуметра. Такие препятствия преодолевал с газом, предварительно оцениваем возможность затормозить (все осуществляется на полном приводе). Набираемся смелости, переносим вес корпуса назад и даем газ. Если все идет как нужно, передние колеса пролетают разрыв и останавливаются на нижестоящей плите. Задняя часть квадроцикла либо остается на предыдущей плите, либо слетает в провал между двумя плитами. Его подтягиваем передним мостом. В таких случаях очень полезна блокировка межосевого дифференциала. • при совершении всех процедур нужно внимательно следить за поверхностью камней. В нашем случае плиты были мокрые, часто колеса при торможении срывались в юз. • при спуске нужно обязательно планировать своё движение на шаг вперед. • не стоит геройствовать и прыгать всей плоскостью квадроцикла, в лучшем случае пробьет аммортизаторы, в худшем - что-то просто пойдет "не так": может рассыпаться плоскость на которую осуществляется прыжок, сорвать в юз колеса и т.п. я пробовал ![]() • можно иногда пользоваться защитой днища и повисать на ней на острых скальных обломках, перенося квадроцикл вниз "в раскачку", процедура осуществляется без газа, или на малом газу, только для того что бы при обратной амплитуде раскачки у задних колес была возможность подтолкнуть технику вперед. Если увлечься газом - передние колеса в момент сцепления с грунтом могут дернуть технику вперед и выбить из седла • хорошо, если есть возможность при спуске упереть передние колеса и там самым зафиксировать квадроцикл на площадке • иногда может здорово помочь капроновый трос в качестве страховки • шины для подобного спуска лучше сдуть до 0,5 атмосферы и ниже, увеличив пятно контакта с грунтом • во время спуска я всегда был готов спрыгнуть с квадроцикла - жизнь дороже. • если бы не друзья, спуститься без серьёзных повреждений себя и техники я вряд ли смог бы. Не стоит пренебрегать помощью. Тем временем Петр на мотоцикле многие препятствия проходит сходу. ![]() ![]() Хотя и в этом случае, лучше учитывать вышеуказанные рекомендации. Нет ни единой минуты, что бы что-то не мешало нашему продвижению, то отвесная стенка, то снежник, ветер сменяется дождем, дождь - снегом, снег - комарами, предательски ползет туман. Не покидает ощущение приобщения к восточной культуре: столько насекомых не всякий китаец в день съедает. Тем более внепланово, просто разговаривая. Тормоза становятся все мягче и вскоре пропадают - перебит правый передний тормозной шланг. Жидкость почти ушла. Спуск становится еще более рискованным, приходится постоянно упирать переднее колеса в скальные обломки, и быть готовым спрыгнуть с квадроцикла, когда он-таки сорвется в самостоятельный фрирайд. Через два-три часа спуска мы выходим в тундровую зону, мысленно благодарим местных духов, что дали унести ноги. Как в последствии оказалось, не мы одни совершали подобные ошибки при спуске. Несмотря на отвратительную погоду, настроение заметно улучшилось. Пожали друг другу руку и поздравили с успешным спуском с Энгпорр. Ломим по тундряку заветные 40 км в час, вариатор позволяет идти на подобной скорости даже без тормозов, осуществляя довольно эффективное торможение, сбрасывая газ. К тому же стали чувствоваться какие-то остатки тормозов, сказывается параллельность квадроцикла плоскости Земли. Входим в лесотундру: ветер с дождём отступают. Где-то вдали, от горизонта отрекошетило Солнышко. Полярный день дарит нам приятный обратный путь, через броды и болота со свежими медвежьими следами. Пара тощих зайцев некоторое время эскортируют нас на подъезде к лагерю. [b]Райявр взят! Часть 4. 1000 ручьев. Продолжение. Если первая часть маршрута представляет собой постоянный каменный триал, то вторая - постоянное купание в болотах. Болота живописные, но несколько однообразные. Фото можно увеличить. ![]() Оставшаяся часть маршрута по дорогое 1000 ручьев (в сторону Кировска), довольно скучное мероприятие. Есть пара симпатичных гатей,много болот и луж, больших труб, мостиков и речек.На одной из них мы даже поныряли, но кроме мелкого окушка и форели ничего не нашли. Перед выездом сполоснулись в речке. Говорят, километром ниже произошел замор кумжи. ![]() Вначале все болота промеряли, а потом все шли сходу. И, надо сказать, без как либо серьёзных сложностей. Особо глубокие броды, все же нужно смотреть. В них много камней на которых можно повисеть, зацепившись защитой. Погода поменялась, пошел мелкий холодный дождь, иногда сменяемый ливневыми порывами. Все это добавляло кайфа и веселья, и прогоняло скуку ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Где-то на просторах интернета лежит фотография, как с этого мостика улетела Паджера. Не выдержал мостик силового обвеса. Мост после этого случая подлатали, но ехать надо очень аккуратно. ![]() ![]() Вид с мостика замечательный. Даже захотелось понырять, и поныряли. ![]() Окончательно измазавшись в маслянистой чаче, кое-кому начинает срывать планку. Фото можно увеличить ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Иногда очень хочется почувствовать себя арабским шейхом. Поговаривают, их тоже катают на прицепе по болотам. Платформенный прицеп под два мотоцикла показал себя с лучшей стороны. Ни одной проблемы за всю поездку, даже не смотря на активную перевозку арабских шейхов. ![]() ![]() Группа растянулась по всему перегону от Пунчи до Октябрьского да так, что доораться по рации было нереально. Т.е., как оказалось, меня с моим усилком слышали все, а я - никого ![]() ![]() ![]() Часть 3. Путь в пустыню Кузомень. Стартовали в сторону Кузомени с берега Умбы рано утром. На место нашей стоянки, не успели мы отъехать, приземлился вертолет. Конкуренция. В Кандалакше есть несколько мест, где можно вкусно и, относительно, недорого поесть. Это шашлычная на въезде в город, кафе-бар ;Всполохи ; и то место, где ели мы (но забыли как называется). Цены приемлемые, еда прекрасная. По пути ищем возможность пополнить стратегический запас свечек для мотоцикла Петра. Почти у самого выезда из города находим магазин со всем необходимым для мототехники. Настроение улучшается. Впереди подъем на перевал, вид там замечательный и есть несколько смотровых площадок. ![]() На подъеме в перевал наворачивается коробка передач у многострадальной длинной Нивы. Её экипаж остается в городе на замену коробки в сервисе. Мы же продолжаем движение в сторону деревни Кузомень. В паре сотен километров от Кандалакши дорогу нам переходит медведь. Большой, молодой, с лоснящейся шкурой. Переходит он дорогу неспеша, по-хозяйски. Это мы у него в гостях, а не он у нас. Достать фотоаппарат не успеваем, адреналин мешает сосредоточиться и пачкает обивку салона автомобиля. А было это где-то тут. ![]() Дорога последние 150 километров - жесткий грейдер. С крыши автомобиля постоянно что-то норовит отвалиться. Такое чувство, что от тряски развязываются не только морские узлы, но и ослабляются утягивающие лебедки. Поворот с грейдера направо и начинается песчаный лесной участок. Под невысокими елями все белым бело от лишайника, как-будто снег выпал. Погода к снегу располагает: до минуса, конечно, не дотягивает, но то что температура за бортом меньше +5 - точно. Колеса начинают зарываться в песок. Сдуваемся до 0,5. Я сдулся до 1,0 - пальцы замерзли сдувать дальше ![]() ![]() Полезно:
Вредно:
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 22.7.2025, 15:57 |