![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Главный ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 53704 Регистрация: 18.4.2008 Вставить ник Цитата Из: В. Новгород Мотоцикл: Suzuki Djebel 250 GPSver 98 г., был. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Заранее предупреждаю, кому не интересно звуковоспроизведение в особо извращённой форме (куском алмаза с куска винила), данный опус читать противопоказано, во избежание заворота мозгов
![]() ![]() Большая часть фото из Интернета, но некоторые мои. Дело было давненько, я ещё был школьником. Шёл 86 год, по стране гремел Модерн Токинг. Я был на хорошем счету у директора и он (в основном директора женщины, но в тот момент года полтора был мужчина) пустил меня в радиоузел, смонтированный как раз у него в кабинете. Там стоял усилитель с оконечными динамиками, разведёнными по всей школе. С микрофоном. И стоял какой-то старый советский проигрыватель, типа Веги или чего-то такого, уже не помню. Знаний мне не хватало, чтобы подключить проигрыватель к усилителю шнурами (которых, к слову, и не было), и я, не сомневаясь ни секунды, поставил микрофон к динамику и запустил трансляцию по школе (только на переменах, само-собой). В основном это были пластинки, выпущенные по лицензии в СССР, оркестра Поля Мориа. С тех пор я обожаю эту музыку ![]() ![]() Запускал и свежевыпущенную той же Мелодией пластинку Модерн Токинг, что поднимало энтузиазм учеников до предела. ![]() Длилось это не сильно долго, директора за какие-то косяки с должности попёрли, а меня, без разговоров, попёрли уже из радиоузла. Но любовь к музыке, записанной на виниле начала зароджаться ![]() К виниловым пластинкам я тогда относился просто, это было нечто, что ставится на проигрыватель, и оно как-то там играет. Точно так же я относился к плёнкам, как на бобинах, так и в виде кассет. Играет, и ладно. Но в 88 году, уже закончив школу и учась в Воронеже, я попал в гости к товарищу, у которого была банальная Вега-108 ![]() и редкий даже тогда стационарный кассетник Маяк-120. ![]() Пластинок у него было две приличные полки, и, (О, Боже!) настоящая фирменная пластинка Скорпионс! Самый настоящий немецкий пресс 79 года Lovedrive (стоил тогда невменяемо дорого). ![]() Трещал он от души, т.к. был затёрт и яростно запилен, но при этом выдавал удивительный по качеству звук, не сравнимый со звуком Мелодии и слышный даже на предельно отстойной штатной головке Веги, польской лицензионной MF-100. ![]() Это было отправной точкой моего увлечения музыкой. Я не то, чтобы прям пропал, но потихоньку начал покупать в воронежском музыкальном магазине пластинки и послылать их домой в специально изготовленных их фанеры ящиках (в те времена посылки должны были быть строго в ящиках, или строго обшитые крепкой однотонной (обычно белой или серой) тканью, это всё обвязывалось шпагатом (верёвка такая) и заливалось сургучом). А заодно поставил задачу на будущее - купить проигрыватель. Пластинки покупались (далеко не все из них сохранились до сейчас, ибо покупалось всё бессистемно, и часть была подарена родственникам и друзьям, за невостребованностью), а вот с проигрывателем затянулось, ибо дома была Вега-109 ![]() и слушать музыку было можно. Вопросы качества меня тогда не волновали, в связи с отсутствием выбора. Году в 92-м купил катушечник Союз-111, приставка, без усилителя. ![]() Но это всё было неудобно, приходилось подключаться к Веге, да и вообще, мне он не сильно понравился. Там, где я учился, в складчину был куплен Союз-110 (этот был с усилителем) ![]() и колонки S-90. ![]() Играло это всё красиво (для моего неискушённого уха), благо народ приносил много хорошо записанных катушек. Вот и подумал я насчёт Союза. Потом продал и купил последний выпуск Ростов-012 (раньше это был Ростов-112). ![]() Хороший был бобинник, стеклоферритовые головки, очень приличный усилитель на борту, вменяемый уровень изготовления. Понятно, что ЛПМ до высшей группы сложности не дотягивал, но это всё мелочи. Купил я к нему сначала колонки S-30. ![]() Хорошие колонки для своего времени, но "маловато будет". Низов мало, да и двухполосные. Продал, купил S-50. ![]() Вот эти уже вполне прилично зазвучали для моего понимания того, как это всё должно звучать. И некоторое время меня всё устраивало, особенно с учётом, что музыку слушал не каждый день и даже не каждую неделю. Году в 95-м с рук купил удивительный CD проигрыватель, привезённый продавшим его мне из Германии. Никакиого лейбла, тольео № модели и надписи на немецком сзади. Но при снятии крышки обнаружились южнокорейские микросхемы. В общем, нечто. Но работал он нормально, а то, что самописные на компьютерном CD приводе диски он читает через два раза, причём не всегда, обнаружилось не скоро, за неимением тогда компьютера. В дальнейшем выяснилось, что этим грешили все CD-шники из 80-х, т.к. тогда были лазеры небольшой мощности, и читали только смачно прожженные заводские диски. Логично, что я начал покупать на Горбушке (ездил в частые командировки в Москву) в дополнение к винилу ещё и CD. Но если был выбор винил или CD, предпочтение отдавал первому. Правда, где-то года с 96-97 винил почти перестали выпускать и эта тема, как тогда казалось, закрыта навсегда. Совершенно случайно, за крайне мизерную цену, купил проигрыватель Арктур-006 87 года выпуска. Ещё тогда, в 80-х, в новгородской Радиотехнике облизывался на него, но стоил он прилично и был недоступен для школьника. Вертушка была в идеале, но крышка была затёрта до непрозрачности. Что меня не парило ни разу, даже мысли отполировать не возникло. Купил к нему относительно неплохую для своего времени (и новую, в коробке) головку ГЗМ-155-II и успокоился. Играет и ладно. ![]() Примерно в те же времена был у меня опыт прослушивания музыки у тамошнего товарища в Москве. Стоял у него какой-то CD проигрыватель, услилитель Корвет 100У—068 (мощный усилитель, выпущенный на излёте советского времени) ![]() и какие-то жутко дорогие американские колонки. Высотой примерно с меня ![]() ![]() и потихоньку добавлял громкость. В какой-то момент товарищ пришёл из кухни и позвал меня к окну (колонки к нему были обращены). Стекло вибрировало весьма заметно, не сантиметр, думаю, но несколько миллиметров было точно. В общем, пришлось громкость убирать, во избежание ![]() Где-то в середине 2000-х бобинник я продал, вместе с катушками, причём недорого. Катушки осыпАлись и смотреть на всё это было тошно. Купил на замену усилитель Одиссей-010 ![]() в среднеушатанном состоянии. И крышка верхняя затёрта до железа, и внутри кто-то порезвился от души. Пришлось махнуть все электролиты, звучать стал лучше, но пару раз ломался, что сам не осилил, отдавал специалистам. В дальнейшем мастер, специализирующийся на выведении в заводские параметры всякого советского винтажа привёл усилитель в идеальный порядок (с очисткой шуршащих и теряющих контакт переключателей и регулятроров, которые там дискретные) и всё стало совсем хорошо. Позже товарищ-меломан (хотя познакомились мы вполне по мотоциклетной теме) подогнал мне колонки Эстония 35АС-021. ![]() Те самые, с металлизированным плоским НЧ динамиком. Утверждал, что это лучшие советские колонки, и надо брать. Надо, так надо, благо S-50 он же за нормальную цену пристроил. Звук стал несколько лучше, но какого-то значительного прорыва не произошло. А потом я вообще забил на музыку и лет 15 это всё стояло себе и пылилось. Но не продавалось и не выбрасывалось. Просто настроя не было, колонок по бокам компьютерного монитора вполне хватало. С товарищем-меломаном связь поддерживал, и однажды, в 20-м году, по осени, он пригласил в гости послушать то, к чему он пришёл за годы поисков своего звука. Вертушка Victor (внутрияпонский бренд JVC), автомат, с автовыбором пластинки, услилитель (точнее, ресивер, усилитель с встроенным радиоприёмником) Ямаха 76 года, колонки Филипс 74 года. И вполне себе красиво звучащие фирменные пластинки. Топовые проигрыватели CD (да, штуки три), тоже присутствовали. И звучало это всё настолько интересно, что проняло меня до глубины души. А то, что у меня стояло, не звучало так (абидна, да?). И начал я выяснять, как достичь хорошего звука, а не просто, чтобы играло. Поспрашивал товарища, чтобы отмести совсем неудачные варианты (он переслушал и поменял кучу колонок, как советских, так и импортных, кучу усилителей, тоже всяких и имел статистику, которую я набрать не смог бы), зарылся в музыкальные (меломанские) форумы (вот, блин, 99% воды и 1% относительно вменяемой субъективной информации, как и везде, впрочем). Понял, что надо слушать самому, т.к. уши у всех разные и одно и то же у одного не звучит никак, а у другого - предел совершенства. Третий презирает этих двоих и видит всё вообще по-другому ![]() К слову, насчёт слуха: в 89 году мы по месту учёбы были в полевом выходе и ночью на просторах полигона я слышал странные звуки, периодичесукое короткое ЦЦЦЦ с неба. Спрашивал у одногруппников, никто ничего не слышал и не знает. И только один мне объяснил, что это... летучие мыши. И даже показал, как и где они летают. В общем, слышал я ультразвук, издаваемый летучими мышами, с помощью которого они ориентируются в пространстве ночью. И никто больше его не слышал... Были у нас технические лаборатории, где я взял генератор звуковых сигналов и подключил к простенькому динамику от радиоточки. Прошёлся по звуковому диапазону и перестал слышать звук на 22-х килогерцах. И то, предполагаю, что бумажный динамик частоты выше просто не воспроизводил, а слышал я и выше. Наверное ![]() ![]() Начать я решил с головки звукоснимателя. Сначала почитал всё доступное начальное, кому интересно, можно ознакомиться: https://stereo.ru/p/ya4mg-gid-po-fonokartri...vichkov-perevod Статья переводная, но, в общем и целом, суть понятна. Есть куча других, можно поискать, если интересно. MC головки я не рассматривал, они слишком дорогие хорошие и недостаточно хороши дешёвые. И требуют специального корректора с усилением или дорогого MC трансформатора для подключения к стандартному MM корректору (всё дело в выходном напряжении раз в 10 меньше, чем у MM головок). В общем, MM головки высокого уровня обычно лучше MC головок нижнего уровня. Но высокий уровень новодельных головок (есть куча винтажных, но с ними я связываться опасался, несмотря на то, что моя ГЗМ-155-II (копия вполне приличной датской Ortofon VMS20E MKII) ![]() была вполне себе винтажной, но куплена новой и в отличном состоянии) мягко говоря, дороговат. И был, и есть. Что-то приличное сразу от 20 тыс рублей. Да, просто за головку. Реально хорошие от 40 до 90 тысяч. И это MM, MC нормальные начинаются от 80 тысяч и заканчиваются где-то в космосе. Как минимум, видел головки за 600 тыс рублей... Решил начать с недорогой. И купил распиаренную головку Ortofon 2M-Red. ![]() Дёшево и сердито, типа. Красивая, новая, все дела. Поставил, послушал... И не нашёл особой разницы с ГЗМ. Да, поинтереснее, но не сильно. Дальше у меня достаточно странным образом материализовался вполне себе винтажный (79 г.в.) проигрыватель Sony PS-T15. ![]() Начальный уровень, типа того же Арктура (который с рождения страдал недержанием скорости и прочими врождёнными конструктивными косяками как польского (ЭПУ), так и советского происхождения), такой же пластиковый барабан, но уже надёжный, как АКМ, держащий скорость и оборудованный штатной головкой начального уровня Sony XL-15. ![]() Вставка (сменная часть MM головки, включающая в себя магнит, кантилевер и иглу) была мёртвая (размяк навсегда подвес), пришлось покупать на Авито новодельную неоригинальную. И вот тут случился первый прорыв. Головка заиграла, ярко и красиво, и настолько, что я продал как ГЗМ, так и Ортофон. И Арктур продал, без головки. А к Сони пришлось заказывать специальный переходной кабель, т.к. у усилителя разъёмы 5DIN, а у проигрывателя несъёмные RCA. Далее начал я интересоваться, что же выпускалось из головок фирмой Sony в золотую эру звуковоспроизведения. И наткнулся на их технические характеристики. У 2M-Red: Диапазон частот: 20 Гц – 22 кГц (+/- 1,5 дБ) Разделение стереоканалов: 22 дБ (это два самых важных параметра, податливости или комплианса пока касаться не будем). Заточка эллипс. У Ortofon 2M-Black, стоимостью, к слову, в 10 раз дороже эти характеристики расширены до 31 кГц (а 20 Гц оставлены) и разделение увеличилось до 26 дБ. Заточка шибата (про заточки игл и их влияние на звук и характеристики напишу чуть ниже). 2M-Black считается одной из лучших современных MM головок. ![]() Смотрим характеристики банальнейшей головки начального уровня XL-15 от Сони: Диапазон частот: 10 Гц – 30 кГц (+/- 1,5 дБ) Разделение стереоканалов: 25 дБ Заточка сферическая (conical). Что? Это начальный уровень? Что же тогда топ? Смотрим XL-45, однозначный топ конца 70-х от Сони: Диапазон частот: 10 Гц – 45 кГц (+/- 1 дБ) Разделение стереоканалов: 30 дБ. Заточка лайн контакт (аналог шибаты). Смотрим топ от американской Empire 4000D/III: Диапазон частот: 5 Гц – 50 кГц Разделение стереоканалов: больше 35 дБ. Заточка гиперэллипс. О чём это говорит? О том, что золотая эра звуковоспроизведения осталась в 70-х... Понятно, что Эмпайр делались под квадро воспроизведение, которое требовало диапазон частот 45 кГц и выше, а потом не пошло. Но эти головки великолепно играют и на обычном стерео. Зачем настолько широкий диапазон, если стандарт 20-20000? Всё просто, в этом случае в слышимом диапазоне линейная характеристика, а не спад на НЧ и ВЧ. Ладно, теперь о заточках. Очень доходчиво об этом описано здесь: https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/ellips-...rellips-shibat/ и выносить сюда не вижу смысла, и так огромный текст будет в принципе неподъёмным. Коротко - чем сложнее и тоньше заточка, тем лучше воспроизведение и больше требований к настройке проигрывателя. И дороже, это само-собой. Забыл ещё рассказать, зачем нужен корректор (усилитель-корректор, фонокорректор) для воспроизведения. ВСЁ об этом есть здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%...0%B0%D1%8F_RIAA но можно поломать мозги ненароком ![]() Коротко если, то при записи на пластинку специально вносят искажения (усиление ВЧ и ослабление НЧ), чтобы это всё можно было поместить на стандартной ширины канавку. А корректор выравнивает АЧХ обратно и мы слышим всё полноценно. А без корректора слышали бы только перебор по высоким, мало средних и отсутствие низких частот. Итого, на качество воспроизведения влияет... всё ![]() Для начала, есть три основных привода опорного диска проигрывателя: пассиковый, роликовый и прямой привод (когда частью двигателя становится сам диск). У всех них есть свои плюсы и минусы, но прямой привод в моих мыслях победил, как дающий отличные характеристики при полной неубиваемости (к слову, и Арктур-006, и Sony PS T15 имели прямой привод). Уменьшение передачи лишних воздействий (которые потом улавливаются головкой и слышны в динамиках) достигается обычно двумя основными способами: подпружиниванием (виброразвязкой) стола с диском и тонармом от корпуса (мне не нравится, излишне чувствительная и тонкая конструкция) и выполнение всего корпуса, он же стол, из тяжёлого материала, а подпружинивание и амортизацию разместить в ножках (чего ни в Арктуре, ни в Сони не наблюдалось). Так же ценится вес диска, если он легче 2-х кило, это считается несерьёзно. А в современном хай-энде встречаются чудовищные конструкции с диском весом... дофига ![]() ![]() Головку я наметил купить Sony XL-35 ![]() (ибо прочитал, что тем, кому нравится соневский звук, начинать нужно минимум с неё), ибо 45-я стоила неприлично дорого. И это с учётом, что и 35, и 45 найти было (и есть) весьма сложно. Нашёл за приемлемую цену в идеале (и даже с родной защитной крышкой) на Мешке (через товарища товарища, ибо зарегиться там отдельный квест, почти непреодолимый сейчас, к тому же покупатель с малым рейтингом, или без него, там хрен что купит), купили мне её. Одновременно заказал через Авито с Дальнего Востока японский проигрыватель Sony PS X50. Но нерабочий, с расчётом, что хороший мастер из Питера приведёт его в порядок. И вот тут началось самое интересное ![]() Продолжение, таки, следует ![]() -------------------- Жить надо так, чтобы товарищ майор восхищённо цитировал Сергея Викторовича.
Полезно:
Вредно:
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Главный ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 53704 Регистрация: 18.4.2008 Вставить ник Цитата Из: В. Новгород Мотоцикл: Suzuki Djebel 250 GPSver 98 г., был. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Если бы ты знал, НАСКОЛЬКО тяжко
![]() Перипетий было ещё вагон и большая тележка, сегодня к вечеру продолжу. Некоторые ситуации были неприятны до комичности и комичны до ужаса ![]() И, да, вывалю ещё кучу абсолютно ненужной информации ![]() Продолжу. Битва за проигрыватель. Как известно, русские довольно странный народ. Они сначала наворотят кучу проблем, а потом героически с ними разбираются. Само-собой, я мимо пройти не смог ![]() Итак, намечена покупка реально приличного винилового проигрывателя. Что делают все нормальные люди? Правильно, изучают информацию. Т.к. я, местами, нормален, то изучать начал... с истории выпуска проигрывателей Sony. Меня очаровал начальный уровень, решил посмотреть, что же там было выше. А было там много всего, в фирме напридумывали всякого разного, причём одно интереснее другого. Итак, критерии отбора сначала были "что-то получше того, что есть". Т.е. тяжёлый стол, прямой привод, приличные характеристики по коэффициенту детонации (вибрационные помехи, если по-простому) и соотношению сигнал/фон, он же шум, обязательно автостоп и автовозврат тонарма на парковку (как вариант - полный автомат, самостоятельно ставящий иглу на пластинку по нажатию кнопки). Поначалу сильно смотрел на Sony PS-X6 (там уже тяжёлый стол из псевдокамня, кварцевая стабилизация оборотов двигателя, очень приличный тонарм, автомат) ![]() но, вычитал, что крайне желательна регулировка тонарма по высоте (головки бывают по высоте от 15 до 21 мм и под это дело или нужна регулировка, или мириться с разбалансировкой тонкой системы игла/головка/тонарм), да и сенсорные кнопки временами выходят из строя из-за статики. Ладно, ищем дальше. Серию Биотрекер не рассматривал, как по причине их реальной дороговизны, так и из-за того, что если сдохнет процессор (сделанный строго под определённый проигрыватель, и дохнут они не так и редко), то проигрыватель сразу переходит в разряд "на запчасти". Впрочем, есть умельцы, подбирающие современные процессоры аналогичного класса, перепаивающие их и программирующие своими самописными кодами. Проблема в том, что это сравнимо по стоимости с покупкой другого проигрывателя... А так - красавцы, вся серия (вот, например PS-X75) ![]() автовыбор пластинок, полные автоматы, всё регулируется электроникой, от прижима, до антискейтинга... Ладно, с небес на землю вернёмся. И тут я нашёл золотую середину, серию 79 года (да, да, усилитель у меня тоже потом организовался 79 года выпуска), PS-X50, X60 и X70. 50-й - полуавтомат, с возвратом тонарма после проигрывания стороны (как у Арктура и PS-T15) ![]() 60-й - полный автомат (c возможностью переключения на ручное управление) на чистой механике и приводом тонарма электродвигателем (единственный недостаток, надо быть аккуратным при выборе размера пластинок (они есть 7, 10 и 12 дюймов) и случайно не запустить автоматику без пластинки, т.к. он тупой и без проблем опустит дорогую иглу (а они все дорогие, просто некоторые ещё и не найти) на резиновый мат и ей настанет кердык. Но виниловоды - народ аккуратный, ибо это жизненно необходимо ![]() ![]() 70-й, хоть и считался топом, но отличался только тем, что там можно было отключить кварцевую стабилизацию оборотов (потрясающе приятная вещь, обороты, как вкопанные) и регулировать это всё вручную. Зачем, не знаю, но возможность есть. А, да, там, как понял, вообще нет ручного управления, только автомат. Или как-то это организовано кнопками, не вникал. ![]() У всей линейки высокие параметры, превышающие, например, дико распиаренный Technics SL-1200, в т.ч. в поздних версиях, стоящих сейчас сильно дороже. А, главное, стоит лучший у Sony (и вообще считающийся самым лучшим среди "ширпотреба") тонарм PUA7. ![]() Тут и регулировка по высоте (причём, её можно делать "на ходу"), и прецизионная механика, и, в конце концов, просто красиво ![]() А причём тут сложности, создаваемые на ровном месте? Всё очень просто, вместо того, чтобы купить исправный проверенный проигрыватель, я купил НЕИСПРАВНЫЙ (и заявленный, как неисправyый) проигрыватель PS X50 за половину цены исправного. Нашёл реально крутого мастера по ремонту (в Питере, но мы не ищем простых путей), попросил переслать сразу ему... и тут начался основной трэш ![]() Который будет позже ![]() Продолжение - следует. -------------------- Жить надо так, чтобы товарищ майор восхищённо цитировал Сергея Викторовича.
Полезно:
Вредно:
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18.7.2025, 6:10 |