![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Главный ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 53704 Регистрация: 18.4.2008 Вставить ник Цитата Из: В. Новгород Мотоцикл: Suzuki Djebel 250 GPSver 98 г., был. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Заранее предупреждаю, кому не интересно звуковоспроизведение в особо извращённой форме (куском алмаза с куска винила), данный опус читать противопоказано, во избежание заворота мозгов
![]() ![]() Большая часть фото из Интернета, но некоторые мои. Дело было давненько, я ещё был школьником. Шёл 86 год, по стране гремел Модерн Токинг. Я был на хорошем счету у директора и он (в основном директора женщины, но в тот момент года полтора был мужчина) пустил меня в радиоузел, смонтированный как раз у него в кабинете. Там стоял усилитель с оконечными динамиками, разведёнными по всей школе. С микрофоном. И стоял какой-то старый советский проигрыватель, типа Веги или чего-то такого, уже не помню. Знаний мне не хватало, чтобы подключить проигрыватель к усилителю шнурами (которых, к слову, и не было), и я, не сомневаясь ни секунды, поставил микрофон к динамику и запустил трансляцию по школе (только на переменах, само-собой). В основном это были пластинки, выпущенные по лицензии в СССР, оркестра Поля Мориа. С тех пор я обожаю эту музыку ![]() ![]() Запускал и свежевыпущенную той же Мелодией пластинку Модерн Токинг, что поднимало энтузиазм учеников до предела. ![]() Длилось это не сильно долго, директора за какие-то косяки с должности попёрли, а меня, без разговоров, попёрли уже из радиоузла. Но любовь к музыке, записанной на виниле начала зароджаться ![]() К виниловым пластинкам я тогда относился просто, это было нечто, что ставится на проигрыватель, и оно как-то там играет. Точно так же я относился к плёнкам, как на бобинах, так и в виде кассет. Играет, и ладно. Но в 88 году, уже закончив школу и учась в Воронеже, я попал в гости к товарищу, у которого была банальная Вега-108 ![]() и редкий даже тогда стационарный кассетник Маяк-120. ![]() Пластинок у него было две приличные полки, и, (О, Боже!) настоящая фирменная пластинка Скорпионс! Самый настоящий немецкий пресс 79 года Lovedrive (стоил тогда невменяемо дорого). ![]() Трещал он от души, т.к. был затёрт и яростно запилен, но при этом выдавал удивительный по качеству звук, не сравнимый со звуком Мелодии и слышный даже на предельно отстойной штатной головке Веги, польской лицензионной MF-100. ![]() Это было отправной точкой моего увлечения музыкой. Я не то, чтобы прям пропал, но потихоньку начал покупать в воронежском музыкальном магазине пластинки и послылать их домой в специально изготовленных их фанеры ящиках (в те времена посылки должны были быть строго в ящиках, или строго обшитые крепкой однотонной (обычно белой или серой) тканью, это всё обвязывалось шпагатом (верёвка такая) и заливалось сургучом). А заодно поставил задачу на будущее - купить проигрыватель. Пластинки покупались (далеко не все из них сохранились до сейчас, ибо покупалось всё бессистемно, и часть была подарена родственникам и друзьям, за невостребованностью), а вот с проигрывателем затянулось, ибо дома была Вега-109 ![]() и слушать музыку было можно. Вопросы качества меня тогда не волновали, в связи с отсутствием выбора. Году в 92-м купил катушечник Союз-111, приставка, без усилителя. ![]() Но это всё было неудобно, приходилось подключаться к Веге, да и вообще, мне он не сильно понравился. Там, где я учился, в складчину был куплен Союз-110 (этот был с усилителем) ![]() и колонки S-90. ![]() Играло это всё красиво (для моего неискушённого уха), благо народ приносил много хорошо записанных катушек. Вот и подумал я насчёт Союза. Потом продал и купил последний выпуск Ростов-012 (раньше это был Ростов-112). ![]() Хороший был бобинник, стеклоферритовые головки, очень приличный усилитель на борту, вменяемый уровень изготовления. Понятно, что ЛПМ до высшей группы сложности не дотягивал, но это всё мелочи. Купил я к нему сначала колонки S-30. ![]() Хорошие колонки для своего времени, но "маловато будет". Низов мало, да и двухполосные. Продал, купил S-50. ![]() Вот эти уже вполне прилично зазвучали для моего понимания того, как это всё должно звучать. И некоторое время меня всё устраивало, особенно с учётом, что музыку слушал не каждый день и даже не каждую неделю. Году в 95-м с рук купил удивительный CD проигрыватель, привезённый продавшим его мне из Германии. Никакиого лейбла, тольео № модели и надписи на немецком сзади. Но при снятии крышки обнаружились южнокорейские микросхемы. В общем, нечто. Но работал он нормально, а то, что самописные на компьютерном CD приводе диски он читает через два раза, причём не всегда, обнаружилось не скоро, за неимением тогда компьютера. В дальнейшем выяснилось, что этим грешили все CD-шники из 80-х, т.к. тогда были лазеры небольшой мощности, и читали только смачно прожженные заводские диски. Логично, что я начал покупать на Горбушке (ездил в частые командировки в Москву) в дополнение к винилу ещё и CD. Но если был выбор винил или CD, предпочтение отдавал первому. Правда, где-то года с 96-97 винил почти перестали выпускать и эта тема, как тогда казалось, закрыта навсегда. Совершенно случайно, за крайне мизерную цену, купил проигрыватель Арктур-006 87 года выпуска. Ещё тогда, в 80-х, в новгородской Радиотехнике облизывался на него, но стоил он прилично и был недоступен для школьника. Вертушка была в идеале, но крышка была затёрта до непрозрачности. Что меня не парило ни разу, даже мысли отполировать не возникло. Купил к нему относительно неплохую для своего времени (и новую, в коробке) головку ГЗМ-155-II и успокоился. Играет и ладно. ![]() Примерно в те же времена был у меня опыт прослушивания музыки у тамошнего товарища в Москве. Стоял у него какой-то CD проигрыватель, услилитель Корвет 100У—068 (мощный усилитель, выпущенный на излёте советского времени) ![]() и какие-то жутко дорогие американские колонки. Высотой примерно с меня ![]() ![]() и потихоньку добавлял громкость. В какой-то момент товарищ пришёл из кухни и позвал меня к окну (колонки к нему были обращены). Стекло вибрировало весьма заметно, не сантиметр, думаю, но несколько миллиметров было точно. В общем, пришлось громкость убирать, во избежание ![]() Где-то в середине 2000-х бобинник я продал, вместе с катушками, причём недорого. Катушки осыпАлись и смотреть на всё это было тошно. Купил на замену усилитель Одиссей-010 ![]() в среднеушатанном состоянии. И крышка верхняя затёрта до железа, и внутри кто-то порезвился от души. Пришлось махнуть все электролиты, звучать стал лучше, но пару раз ломался, что сам не осилил, отдавал специалистам. В дальнейшем мастер, специализирующийся на выведении в заводские параметры всякого советского винтажа привёл усилитель в идеальный порядок (с очисткой шуршащих и теряющих контакт переключателей и регулятроров, которые там дискретные) и всё стало совсем хорошо. Позже товарищ-меломан (хотя познакомились мы вполне по мотоциклетной теме) подогнал мне колонки Эстония 35АС-021. ![]() Те самые, с металлизированным плоским НЧ динамиком. Утверждал, что это лучшие советские колонки, и надо брать. Надо, так надо, благо S-50 он же за нормальную цену пристроил. Звук стал несколько лучше, но какого-то значительного прорыва не произошло. А потом я вообще забил на музыку и лет 15 это всё стояло себе и пылилось. Но не продавалось и не выбрасывалось. Просто настроя не было, колонок по бокам компьютерного монитора вполне хватало. С товарищем-меломаном связь поддерживал, и однажды, в 20-м году, по осени, он пригласил в гости послушать то, к чему он пришёл за годы поисков своего звука. Вертушка Victor (внутрияпонский бренд JVC), автомат, с автовыбором пластинки, услилитель (точнее, ресивер, усилитель с встроенным радиоприёмником) Ямаха 76 года, колонки Филипс 74 года. И вполне себе красиво звучащие фирменные пластинки. Топовые проигрыватели CD (да, штуки три), тоже присутствовали. И звучало это всё настолько интересно, что проняло меня до глубины души. А то, что у меня стояло, не звучало так (абидна, да?). И начал я выяснять, как достичь хорошего звука, а не просто, чтобы играло. Поспрашивал товарища, чтобы отмести совсем неудачные варианты (он переслушал и поменял кучу колонок, как советских, так и импортных, кучу усилителей, тоже всяких и имел статистику, которую я набрать не смог бы), зарылся в музыкальные (меломанские) форумы (вот, блин, 99% воды и 1% относительно вменяемой субъективной информации, как и везде, впрочем). Понял, что надо слушать самому, т.к. уши у всех разные и одно и то же у одного не звучит никак, а у другого - предел совершенства. Третий презирает этих двоих и видит всё вообще по-другому ![]() К слову, насчёт слуха: в 89 году мы по месту учёбы были в полевом выходе и ночью на просторах полигона я слышал странные звуки, периодичесукое короткое ЦЦЦЦ с неба. Спрашивал у одногруппников, никто ничего не слышал и не знает. И только один мне объяснил, что это... летучие мыши. И даже показал, как и где они летают. В общем, слышал я ультразвук, издаваемый летучими мышами, с помощью которого они ориентируются в пространстве ночью. И никто больше его не слышал... Были у нас технические лаборатории, где я взял генератор звуковых сигналов и подключил к простенькому динамику от радиоточки. Прошёлся по звуковому диапазону и перестал слышать звук на 22-х килогерцах. И то, предполагаю, что бумажный динамик частоты выше просто не воспроизводил, а слышал я и выше. Наверное ![]() ![]() Начать я решил с головки звукоснимателя. Сначала почитал всё доступное начальное, кому интересно, можно ознакомиться: https://stereo.ru/p/ya4mg-gid-po-fonokartri...vichkov-perevod Статья переводная, но, в общем и целом, суть понятна. Есть куча других, можно поискать, если интересно. MC головки я не рассматривал, они слишком дорогие хорошие и недостаточно хороши дешёвые. И требуют специального корректора с усилением или дорогого MC трансформатора для подключения к стандартному MM корректору (всё дело в выходном напряжении раз в 10 меньше, чем у MM головок). В общем, MM головки высокого уровня обычно лучше MC головок нижнего уровня. Но высокий уровень новодельных головок (есть куча винтажных, но с ними я связываться опасался, несмотря на то, что моя ГЗМ-155-II (копия вполне приличной датской Ortofon VMS20E MKII) ![]() была вполне себе винтажной, но куплена новой и в отличном состоянии) мягко говоря, дороговат. И был, и есть. Что-то приличное сразу от 20 тыс рублей. Да, просто за головку. Реально хорошие от 40 до 90 тысяч. И это MM, MC нормальные начинаются от 80 тысяч и заканчиваются где-то в космосе. Как минимум, видел головки за 600 тыс рублей... Решил начать с недорогой. И купил распиаренную головку Ortofon 2M-Red. ![]() Дёшево и сердито, типа. Красивая, новая, все дела. Поставил, послушал... И не нашёл особой разницы с ГЗМ. Да, поинтереснее, но не сильно. Дальше у меня достаточно странным образом материализовался вполне себе винтажный (79 г.в.) проигрыватель Sony PS-T15. ![]() Начальный уровень, типа того же Арктура (который с рождения страдал недержанием скорости и прочими врождёнными конструктивными косяками как польского (ЭПУ), так и советского происхождения), такой же пластиковый барабан, но уже надёжный, как АКМ, держащий скорость и оборудованный штатной головкой начального уровня Sony XL-15. ![]() Вставка (сменная часть MM головки, включающая в себя магнит, кантилевер и иглу) была мёртвая (размяк навсегда подвес), пришлось покупать на Авито новодельную неоригинальную. И вот тут случился первый прорыв. Головка заиграла, ярко и красиво, и настолько, что я продал как ГЗМ, так и Ортофон. И Арктур продал, без головки. А к Сони пришлось заказывать специальный переходной кабель, т.к. у усилителя разъёмы 5DIN, а у проигрывателя несъёмные RCA. Далее начал я интересоваться, что же выпускалось из головок фирмой Sony в золотую эру звуковоспроизведения. И наткнулся на их технические характеристики. У 2M-Red: Диапазон частот: 20 Гц – 22 кГц (+/- 1,5 дБ) Разделение стереоканалов: 22 дБ (это два самых важных параметра, податливости или комплианса пока касаться не будем). Заточка эллипс. У Ortofon 2M-Black, стоимостью, к слову, в 10 раз дороже эти характеристики расширены до 31 кГц (а 20 Гц оставлены) и разделение увеличилось до 26 дБ. Заточка шибата (про заточки игл и их влияние на звук и характеристики напишу чуть ниже). 2M-Black считается одной из лучших современных MM головок. ![]() Смотрим характеристики банальнейшей головки начального уровня XL-15 от Сони: Диапазон частот: 10 Гц – 30 кГц (+/- 1,5 дБ) Разделение стереоканалов: 25 дБ Заточка сферическая (conical). Что? Это начальный уровень? Что же тогда топ? Смотрим XL-45, однозначный топ конца 70-х от Сони: Диапазон частот: 10 Гц – 45 кГц (+/- 1 дБ) Разделение стереоканалов: 30 дБ. Заточка лайн контакт (аналог шибаты). Смотрим топ от американской Empire 4000D/III: Диапазон частот: 5 Гц – 50 кГц Разделение стереоканалов: больше 35 дБ. Заточка гиперэллипс. О чём это говорит? О том, что золотая эра звуковоспроизведения осталась в 70-х... Понятно, что Эмпайр делались под квадро воспроизведение, которое требовало диапазон частот 45 кГц и выше, а потом не пошло. Но эти головки великолепно играют и на обычном стерео. Зачем настолько широкий диапазон, если стандарт 20-20000? Всё просто, в этом случае в слышимом диапазоне линейная характеристика, а не спад на НЧ и ВЧ. Ладно, теперь о заточках. Очень доходчиво об этом описано здесь: https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/ellips-...rellips-shibat/ и выносить сюда не вижу смысла, и так огромный текст будет в принципе неподъёмным. Коротко - чем сложнее и тоньше заточка, тем лучше воспроизведение и больше требований к настройке проигрывателя. И дороже, это само-собой. Забыл ещё рассказать, зачем нужен корректор (усилитель-корректор, фонокорректор) для воспроизведения. ВСЁ об этом есть здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%...0%B0%D1%8F_RIAA но можно поломать мозги ненароком ![]() Коротко если, то при записи на пластинку специально вносят искажения (усиление ВЧ и ослабление НЧ), чтобы это всё можно было поместить на стандартной ширины канавку. А корректор выравнивает АЧХ обратно и мы слышим всё полноценно. А без корректора слышали бы только перебор по высоким, мало средних и отсутствие низких частот. Итого, на качество воспроизведения влияет... всё ![]() Для начала, есть три основных привода опорного диска проигрывателя: пассиковый, роликовый и прямой привод (когда частью двигателя становится сам диск). У всех них есть свои плюсы и минусы, но прямой привод в моих мыслях победил, как дающий отличные характеристики при полной неубиваемости (к слову, и Арктур-006, и Sony PS T15 имели прямой привод). Уменьшение передачи лишних воздействий (которые потом улавливаются головкой и слышны в динамиках) достигается обычно двумя основными способами: подпружиниванием (виброразвязкой) стола с диском и тонармом от корпуса (мне не нравится, излишне чувствительная и тонкая конструкция) и выполнение всего корпуса, он же стол, из тяжёлого материала, а подпружинивание и амортизацию разместить в ножках (чего ни в Арктуре, ни в Сони не наблюдалось). Так же ценится вес диска, если он легче 2-х кило, это считается несерьёзно. А в современном хай-энде встречаются чудовищные конструкции с диском весом... дофига ![]() ![]() Головку я наметил купить Sony XL-35 ![]() (ибо прочитал, что тем, кому нравится соневский звук, начинать нужно минимум с неё), ибо 45-я стоила неприлично дорого. И это с учётом, что и 35, и 45 найти было (и есть) весьма сложно. Нашёл за приемлемую цену в идеале (и даже с родной защитной крышкой) на Мешке (через товарища товарища, ибо зарегиться там отдельный квест, почти непреодолимый сейчас, к тому же покупатель с малым рейтингом, или без него, там хрен что купит), купили мне её. Одновременно заказал через Авито с Дальнего Востока японский проигрыватель Sony PS X50. Но нерабочий, с расчётом, что хороший мастер из Питера приведёт его в порядок. И вот тут началось самое интересное ![]() Продолжение, таки, следует ![]() -------------------- Жить надо так, чтобы товарищ майор восхищённо цитировал Сергея Викторовича.
Полезно:
Вредно:
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Главный ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Администраторы Сообщений: 53704 Регистрация: 18.4.2008 Вставить ник Цитата Из: В. Новгород Мотоцикл: Suzuki Djebel 250 GPSver 98 г., был. Репутация: ![]() ![]() ![]() |
Однако, продолжу.
Новодельные пластинки такая же данность в мире виниловодства, как и выпущенные до середины 90-х (именно примерно в период середина 90-х - конец 2000-х и был спад интереса к виниловым пластинкам, т.к. люди считали, что цифровые форматы победили). Самое интересное, что новодел, в среднем, дешевле, чем пластинки старых выпусков в идеале (я про нормально звучащие релизы), а вот что касается звука... Здесь всё печально. Большая часть перевыпущенных старых альбомов звучат хуже, чем оригиналы. У этого есть много причин. Это и старение мастер-лент, и совершенно другой подход к звуку среди современных звукорежиссёров, и много чего ещё, менее существенного. А вот пластинки нынешние сами по себе лучше старых (если сама по себе виниловая масса хорошего качества, естественно). Нынешний стандарт (как бы "аудиофильский", на самом деле - нет) - толстые (ну, относительно, конечно), весом 180 грамм (на самом деле тоже по-разному, от 150 до 200). В руках их держать - совершенно другое впечатление. Близко к ним был старый американский и японский винил, а вот европейский, 70-х-80-х годов был очень тонкий и гибкий. И дорожки там были менее глубокие, и перегородки более хрупкие. Т.е. стойкость к внешним воздействиям (царапины, потёртости, проигрывание паршивыми иглами) существенно ниже. Но при этом звучат они (при условии хорошего состояния и качественной головки) обычно очень хорошо. Что не всегда бывало у американцев и, иногда, не всегда у японцев. Надо сказать отдельно про японский винил. Есть люди, считающие его лучшим в мире. И, таки, да, они правы, если про сам винил. Самое высокое качество массы. Самые глубокие и стойкие к перипетиям дорожки. Великолепные конверты из толстенного картона. Очень много пластинок в идеальном состоянии, и, до недавнего времени, очень вменяемых по ценам. Вопрос лишь в том, что подход к звуку у японцев своеобразный. На многих релизах, особенно рок музыка, завышен уровень высоких и маловато низких. Где-то это в тему, а часто - совсем нет. И я заметил, в 70-х они выпускали диски с оригинальным мастерингом и великолепнейшим звучанием, а вот в 80-х уже пустились во все тяжкие. Например релиз начала 80-х (японцы почему-то всегда запаздывали на год-три с выпуском пластинок) альбома Scorpions Lovedrive (79 год) является ярким представителем этой философии. Он и в оригинале прописан очень звонко, а здесь высоких просто нестерпимо много. Да, на глуховатом "обычном" тракте это роскошно, но у меня уже ВСЁ слышно... Слушать невозможно! С учётом того, что на оригинале (немецком) всё в порядке с низкими, а японцы их не доложили... Поэтому пришлось продавать и покупать немецкий первопресс, благо они недорогие и не редкие. И вот тут прям роскошный звук! И оформление тоже, традиционно для Скорпионс провокационное ![]() В общем, все японские пластинки у меня строго из 70-х. Итак, новодельные пластинки, увы, обычно не блещут особым качеством звучания. Оно "просто хорошее", а то и "ну его нафиг" встречается, и чаще, чем хотелось. Но, например, ремастерированные релизы от Pink Floyd Records группы, соответственно, Pink Floyd на удивление неплохо сведены и слушаются почти так же, как жутко дорогой английский оригинал за очень дохрена денег. Альбомы Пинк Флойд до 73 года меня не интересуют. Есть наркоманство в музыке вполне позитивное, а есть не сильно, и ранний Пинк Флойд я отношу ко второму. Так что мне интересны альбомы начиная с The Dark Side of the Moon и заканчивая The Division Bell. Понятно, что крайние три альбома это не совсем Пинк Флойд, но они хороши, и мне нравятся. Так вот, у Pink Floyd Records очень хорошо получились все альбомы из интересующих меня, кроме The Wall. Не знаю, почему, но там был откровенный провал. И относительно дешёвый немецкий первопресс звучит значительно интереснее. Есть ещё пара альбомов с частностями, но там всё проще. А вот всё остальное, что мне интересно, я потихоньку собираю фирменное из времён, когда это всё звучало. К слову, у нас в стране, в Питере есть небольшая компания под названием Maschina Records, которая мало того, что выпускает отличные новоделы западной музыки времён её расцвета (не сильно много, но какие их годы), но и занимается реставрацией звукозаписей нашего рока. В частности, группы Кино. Выяснилось, что почти все альбомы Кино имели кучу чисто технических недостатков (из-за полнейшего раздолбайства как участников группы, так и тех, кто их записывал и занимался сведением альбомов), которые уважаемые товарищи из Машины Рекордс героически преодолели. Я слушал их записи (в т.ч. на пластинках, которые обязательно куплю чуть погодя) и они реально ДРУГИЕ в сравнении с тем, что давно стало привычным "классическим" звуком группы. То, что другие, ладно, но они существенно лучше и интереснее! А вот почему, можно послушать и посмотреть на этих видео, где расписаны все тонкости, как реставрации звука, так и оформления. Если честно, я потрясён проделанной работой! -------------------- Жить надо так, чтобы товарищ майор восхищённо цитировал Сергея Викторовича.
Полезно:
Вредно:
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.7.2025, 4:53 |