Джебел - клуб
Навигация на сайте: Джебел-клуб » Статьи » Техническое » Бортирование колеса. FAQ для новичков.

Меню сайта

image/svg+xml
Подписаться на новости
Бортирование колеса. FAQ для новичков.
Добавлена: 16-05-2010, 21:42

Бортирование колеса… Вроде, ничего сложного. Но многим новичкам это кажется чем-то нереальным, вот и ломятся в шиномонтажи. Ладно, даже в городе нормальный шиномонтаж, берущийся за мотоколесо и умудряющийся не накосячить, найти не так просто, но можно. А если прокол в дороге? Или ещё чего? В общем, здесь я делюсь своим личным опытом по бортированию колёс. Не так уж это и сложно, если соблюдать некоторые несложные правила.
Итак, начнём, на примере заднего колеса, как более часто бортируемого. С передним всё то же самое, только легче.
Сначала нам потребуется вывесить колесо. В «поле» это легко можно сделать при помощи подставленной под маятник палки (я специально вожу с собой «палочку-выручалочку» из алюминия, весьма удобно, в т.ч. и при смазывании цепи.

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Бортирование колеса. FAQ для новичков.


В гараже проще, используем или фирменную/самопальную подставку под мотоцикл, или табуретку, или, как я, просто пластиковый ящик из-под стеклотары.

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Прежде всего внимательно осматриваем новую резину, если намечается смена старой резины на новую. Если на ней есть значок направления движения колеса, то правильно при бортировании ориентируем покрышку.
На перед у меня собралась чешская покрышка Митас Е-09 и не менее чешская:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Мишлен Т-63 назад. Это радует, т.к. им будет нескучно на одном мотоцикле, земляки, и есть преемственность поколений, т.к. снимается к-т Кенды из Тайваня.
На обеих обнаружил значки направления движения:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Бортирование колеса. FAQ для новичков.


что меня весьма удивило, т.к. ни малейшего намёка на направленность протектора нет:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Ладно, производителю виднее, при бортировании этот момент учёл.
Как снять колесо, рассказывать не буду, не маленькие.
Итак, имеем для экзекуции заднее колесо с ношеным, но ещё живым Трекмастером.

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Резина ещё послужит, выкидывать не собираюсь. ДуалСпорт с переднего колеса тоже жив, но ехать в дальняк лучше с новой резиной. Под низ положена «Красная Звезда» 87 года, чтобы не набиралась грязь в сальники и подшипники. Допустимо применение другой газеты иного года или не газеты вообще.
Выкручиваем золотник и стравливаем воздух с колеса. Владельцев модных пластиковых колпачков советую сменить на немодные металлические старого образца, понятно, почему.

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Ключом на 12 откручиваем гайку крепления соска золотника.

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Дальше начинаем топтаться по покрышке

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


с целью отделить её от обода

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


После отделения по всей окружности начинаем перекидывать заранее припасёнными монтажками (2 или 3 шт.) край покрышки через край обода. Начинаем со стороны, обратной золотнику, чтобы не повредить камеру рядом с ним. В процессе наступаем на покрышку с обратной стороны для того, чтобы её край ушёл вглубь обода и разбортировать было легче.

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Операция несложная, но аккуратно, не прищемляем камеру.
Колесо наполовину разбортировано:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Дальше аккуратно вытаскиваем камеру:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


после чего внимательно (лучше в надутом состоянии) изучаем её на предмет потёртостей и повреждений (особенно если разбортирование было по поводу спущенного колеса. В этом случае внимательно осматриваем и покрышку с обеих сторон). Если камера жива, откладываем в сторону, если повреждена, меняем на новую или ремонтируем. Ремонт как раз лучше делать на шиномонтаже, это надёжнее, и намного.

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


В данном случае камера жива и здорова.
Дальше перекидываем второй борт покрышки через край обода.

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Дальше чаще всего достаточно «разорвать» покрышку и обод руками (на фото это не показано, т.к. третей руки для фотографирования пока не отрастил):

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Результат:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Дальше внимательно осматриваем ободную ленту по поводу разрывов и сбивания набок. Она защищает камеру от протыкания выступающими спицами.

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Новую покрышку (или старую после ремонта) одеваем так же, сначала перекидывая один край покрышки через край обода (не забываем по поводу направления движения покрышки, если резина этого требует):

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Как только одна сторона покрышки одета, начинаем запихивать внутрь камеру:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Аккуратно, без усилий и перекручивания. Процесс пропихивания соска в предназначенное для него отверстие в ободе весьма интимен и требует «музыкальных» пальцев и крепких нервов. Но рано или поздно всё получается.
Этому помогает придерживаемый монтажкой противоположный край покрышки (видно на фото, с обратной стороны) и мешает весьма жёсткая (жёстче Трекмастера) боковина Мишлен Т-63. Но вот сосок на месте:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Фиксируем его гайкой, заправляем камеру до конца, вкручиваем золотник:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


и НЕМНОГО подкачиваем камеру, для расправления её в покрышке. Это помогает при дальнейшем бортировании не закусить камеру монтажкой. Если перекачать, бортирование становится весьма проблематичным, так что не усердствуем.

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Оба края смазываем мыльным раствором, или, как я, силиконовой смазкой:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Разговоры, что потом покрышка будет проворачиваться, пустые, т.к. за 2 сезона ни разу подобного не наблюдалось, а при низком давлении в пампасах надо пользоваться римлоками-буксаторами.
Бортировать второй край покрышки начинаем со стороны золотника:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


В дальнейшем, при заправлении борта покрышки, желательно наступать на покрышку с обратной стороны, с той же целью, как и при разбортировании.

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Потом, когда всё заправлено (последний участок, см 10, продавливается просто пяткой), берём колесо, несколько раз стукаем покрышкой об пол, переворачивая, чтобы встала нормально, и накачиваем посильнее, чтобы все закрайки встали на место. Без смазывания они обычно не встают и требуется весьма большое давление, создаваемое только профессиональными компрессорами шиномонтажей. Мне хватает 2-2,5 атмосфер. Потом стравливаем давление до требуемого:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Если в одиночку ездить, в оба колеса качается 1,5 атм., вдвоём или с вещами, назад – 1,75. У меня получилось 1,65, пока пойдёт, перед дальняком подкачаю. В пампасах давление рекомендуется 1 атм… и желательны буксаторы.
Дальше ОБЯЗАТЕЛЬНО смазываем сальники консистентной смазкой, очистив их и втулки от грязи и проверив состояние сальников и подшипников:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


после чего ставим колесо на место:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


130/80-18 встало отлично:

Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Бортирование колеса. FAQ для новичков.


Везде есть запас. По 140-й не скажу, но впритык, видимо, встанет тоже.
Переднее, как и упоминал, так же, но делается проще и быстрее, т.к. оно уже и мягче.
Всем успехов в этом несложном, но ответственном деле!

Сергей serg Кудряшов
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться (это займёт всего 1 минуту), либо войти на сайт под своим логином.

Автор: serg    Просмотров: 72582 Комментарии: 39 Печать
Отзыв 1     24 мая 2010 00:30

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 9.09.2008
Спасибо !Хорошая и полезная статья.
Отзыв 2     2 июня 2010 04:23

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 1.01.2010
+1 smile
Отзыв 3     18 июня 2010 20:32

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 15.04.2010
Спасибо огромное! Иду менять родную стертую покрышку на петрошину.
Отзыв 4     18 июня 2010 20:34

Группа: Администраторы
Публикаций: 145
Сообщений: 339
Зарегистрирован: 18.04.2008
Однако, вернусь на Кенду. Практика показала, что лучше её ничего нет... за эти деньги :)
Отзыв 5     24 июня 2010 22:25

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 22.06.2009
serg, вот ты написал:
"Сначала нам потребуется вывесить колесо. В «поле» это легко можно сделать при помощи подставленной под маятник палки (я специально вожу с собой «палочку-выручалочку» из алюминия, весьма удобно, в т.ч. и при смазывании цепи."
А как вывесить переднее колесо? Или просто положить мот набок?
Отзыв 6     27 июня 2010 23:52

Группа: Администраторы
Публикаций: 145
Сообщений: 339
Зарегистрирован: 18.04.2008
Можно поставить мот на подходящий предмет, типа пня, ящика и т.д., если вообще не на что, то, конечно, положить набок, не забыв закрыть кран и потом открыть :) К слову, переднее колесо "в поле" бортировать приходится намного реже заднего.
Отзыв 7     9 августа 2010 23:53

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 12.11.2009
Хорошая, подробная инструкция!

Я только не понял момент в "процессе пропихивания соска в предназначенное для него отверстие ... помогает придерживаемый монтажкой противоположный край покрышки (видно на фото, с обратной стороны)". Не понятно, что поддерживает монтажка? "Нижний" край покрышки он же лежит на "нижней" боковине обода.

А ещё полезно бы узнать, как правильно бортировать колёса с буксаторами/рим-локами. Особенно собирать. На переднем и заднем колёсах буксаторы стоят на разном расстоянии от золотника и порядок сборки, наверняка, должен отличаться.

Правильно ли я понимаю, что для асфальтовой езды рим-локи лучше снять, чтобы улучшить балансировку колеса? Чем при этом заглушить на ободе отверстие под болт буксатора?
Отзыв 8     10 августа 2010 21:16

Группа: Администраторы
Публикаций: 145
Сообщений: 339
Зарегистрирован: 18.04.2008
Монтажка поддерживает обратный край покрышки, чтобы он не наезжал на сосок, когда отгибаешь тот край, что к тебе.
С буксаторами не бортировал, ничего не скажу, но, думаю, ничего принципиально нового, просто возни больше.
При асфальтовой эксплуатации буксаторы не нужны, само-собой. Дырку можно закрыть резиновой или пластиковой пробкой, лучше на герметике.
Отзыв 9     17 августа 2010 12:44

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 24.11.2009
Вот здесь немного по-другому изложено:

Ремонт на обочине

(см. вторую часть про камерные шины)
Отзыв 10     17 августа 2010 17:09

Группа: Администраторы
Публикаций: 145
Сообщений: 339
Зарегистрирован: 18.04.2008
Это МОЙ ЛИЧНЫЙ опыт бортировки. У других людей он может отличаться.
Отзыв 11     6 ноября 2010 23:39

Группа: Гости
Публикаций: 0
Сообщений: 0
Зарегистрирован: --
А где взять такие чудные монтажки?
Отзыв 12     6 ноября 2010 23:45

Группа: Администраторы
Публикаций: 145
Сообщений: 339
Зарегистрирован: 18.04.2008
Длинная заказана по каталогу Biltema, из оставшихся одна неизвестно от чего, то ли от Явы древней, то ли от ИЖа. Последняя, без крючка, из штатного набора инструментов мотоцикла Восход. Их у меня две.
Отзыв 13     20 ноября 2010 17:40

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14.02.2010
Спасибо! Очень помогло :)

Купил себе кенду 760, смазку и спрей силиконовый.
Самое сложной было найти монтажки!!!

Переобул со второго раза :) Подумал, что смазывать спреем борта лишнее... В итоге покрышка с первого раза встала криво-косо... Пришлось спускать, спреем под корд наносить смазку и снова накачивать. После 2.5 мПа корд встал на место :)
Отзыв 14     20 ноября 2010 18:53

Группа: Администраторы
Публикаций: 145
Сообщений: 339
Зарегистрирован: 18.04.2008
Ну, так опыт личный и передан...
Можно мазать и мыльным раствором, результат тот же.
Отзыв 15     17 января 2011 14:46

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29.10.2010
Прямо как на лесапеде, только покрышка более жесткая! Я бы сказал... в разы! :-D
Отзыв 16     14 апреля 2011 11:44

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 24.11.2009
По моему опыту, начинать и заканчивать надо у ниппеля. Иначе не получится как следует утопить закраины в обод - мешает утолщение камеры под золотником.
Отзыв 17     14 апреля 2011 17:45

Группа: Администраторы
Публикаций: 145
Сообщений: 339
Зарегистрирован: 18.04.2008
Именно заканчивая у ниппеля я всегда и прокусывал монтажкой камеру.
Отзыв 18     16 апреля 2011 00:54

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 30.04.2009
Фух, перекинул колесо сзади. Петрошина снялась легко, а вот Данлоп 739 сел уже не так просто. Но сел :)
Делал, как в статье, все вышло ОК. Снова умудрился не порвать данлоповскую камеру :)
В качестве эксперимента работал тремя короткими походными монтажками - так вот, не получилось натянуть первую боковину на обод, пришлось помочь "машинной". Посадочные боковины мазал мылом - в конце шина встала чуть кривовато, качнул до 250КПа и все встало ровно.
Отзыв 19     21 апреля 2011 20:16

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 24.11.2009
Цитата: serg
Именно заканчивая у ниппеля я всегда и прокусывал монтажкой камеру.


В каком месте? Я в крайний раз монтировал K-760, так вот - при такой методе последние сантиметров 20 (как раз возле ниппеля) надеваются руками, как раз потому, что противоположная часть хорошо утоплена в обод. Монтажкой ближе 10 см от ниппеля поддевать не стоит.
Отзыв 20     22 апреля 2011 10:04

Группа: Администраторы
Публикаций: 145
Сообщений: 339
Зарегистрирован: 18.04.2008
В общем, у каждого свой опыт...
Отзыв 21     13 июля 2011 12:25

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25.05.2011
я разбортировать начинаю от нипеля, а бортировать к нипелю....

еще один ньюанс: когда бортируешь колесо - монтажку отгибать на угол не более 90 градусов к ободу, иначе риск прикусить камеру возрастает; поэтому лучше второй монтажкой подцепить и довести покрышку до обода..

Еще один полевой вариант отжать покрышку с обода - это использовать второй мотоцикл: придерживаешь колесо под небольшим углом (чтобы не погнуть тормозной диск) а боковой подножкой второго мотоцикла - нажимаем на покрышку около обода (при необходимости наклоняем и приподнимаем мотоцикл)
Отзыв 22     20 августа 2011 11:11

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 13.12.2009
есть ещё один очень полезный совет- все края монтажек закруглить и заполировать. так вероятность прокуса камеры при монтаже значительно снижается
Отзыв 23     24 апреля 2012 23:17

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 21.12.2010
Я при монтаже обильно посыпаю камеру тальком, и внутренности баллона. Помогает лучше переносить низкое давление и нагрузки.
Отзыв 24     30 августа 2012 13:17

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 16.01.2012
При ловле соска, монтажка снизу и две сверху на ребро по сторонам и все ловиться на ура и ни какого интима.
Отзыв 25     13 сентября 2012 12:51

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 16.01.2012
Еше забыл пририсовать.Силиконовая замазка из балона позволяет оживить подшибники.Разбирать ничего не надо просто брызгаем под пластиковый защитник подшибника.Хорошо проникает и разжижает заводскую замазку.Колеса лучше крутяться и накатик хороший становиться.
Отзыв 26     20 ноября 2012 01:01

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 7.11.2012
Хорошая статья. Спасибо!
Отзыв 27     28 ноября 2012 00:28

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 30.10.2012
спасибо, вот еще в журнале неплохо описан с иллюстрациями данный процесс: мотогон №7(2012)
в свободном доступе на их сайте.
Отзыв 28     10 июля 2013 00:23

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 5.07.2013
А 130тая ширина не плывёт по щебёнке?
Отзыв 29     10 июля 2013 00:28

Группа: Администраторы
Публикаций: 145
Сообщений: 339
Зарегистрирован: 18.04.2008
Нет. По ширине она не шире 120 Трекмастера.
Отзыв 30     31 марта 2014 11:11

Группа: Посетители
Публикаций: 0
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 18.04.2010
Вы все считаете правильным очередность бортировки?
Имхо автор все делает с точностью до наоборот.
Информация
   Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Авторизация

Поиск



Пользователи


Наша Кнопка!

Поставьте на свой сайт нашу кнопку!
скопируйте код:
и поместите его в нужное место в коде вашей страницы

Наш счётчик

image/svg+xml width=