А я отучился у фсошников на автодроме)
Вот маленький отчет:
В 2013-м году мой хороший товарищ Гриня, он же Григорий Королев (широко известный в узких кругах), работал в МЧС на мотоцикле. И так совпало, что им выделили несколько путевок на курсы повышения квалификации в ФСО, где проходят обучение мотоциклисты из кортежа президента, где подготавливают мотобат и т.п.
До этого он уже не первый год ездил на тяжелом эндуро, занимал не раз призовые места в различных ралли-рейдах, в общем, был опытным мотоциклистом. Но его никто не обучал, (автомотошкола не в счет, там не учат ездить, там учат сдавать, к сожалению), так что, как и все мы, он был самоучкой, что-то знал только в теории, что-то на практике, но не до конца. Два дня я его не видел и не слышал. А потом… Потом на полгода с его лица не сходила улыбка. Он много всего рассказывал, но если все сжать в одно предложение — то получится: «за два дня я научился ездить лучше, чем за всю предыдущую жизнь». Мне это тогда запало в душу, но я еще не имел открытой категории, да и мотоцикл класса хард-эндуро на зубастой резине не совсем подходил для асфальтовых тренировок.
Наконец, прошлой осенью я открыл категорию, тут же купил минигуся F800GS, оплатил обучение (два дня — 16 тр на своем мотоцикле), и замер в ожидании весны. И в эту субботу я поехал к ним на автодром.
Про сам автодром: находится он в г. Старая Купавна, что возле Ногинска. Занимает где-то 66 т. кв.м, окружен сосновым лесом. Покрытие делали немцы, как для трассы уровня Формулы-1. Есть, конечно, трещины, но в целом покрытие отлично выглядит, и отлично держит резину.
Что там есть: участок со скользким покрытием, плита динамического заноса, различные водные преграды и дождевальные установки, ванна для аквапланирования, всяческие переносные препятствия (лежачие, люки, доски и пр) для имитации реальных городских условий.
У нас не было «льда» (т.к. это для машин), и не было воды на трассе (т.к. еще не сезон, в конце мая начнут), а все остальное было.
Я весь на нервах, уже в 8:00 выехал из С.Посада, и отправился в Старую Купавну по бетонке. Запас взял такой большой, т.к. мотоцикл незнакомый, сидел на нем всего второй раз в жизни, да и дорогу не особо знал. Всю дорогу ехал 80-100км/ч, слушал инструкции навигатора в наушниках (кстати — Навител ерунда, он меня заставил повернуть на горьковке налево, вместо направо. Пользуйтесь ОсмАндом, он лучше), пытался хоть немного расслабиться, и морально готовился к сложнейшим тренировкам). Доехал, немного погарцевал по полю возле автодрома — скинул дорожное напряжение, и к 10-30 уже был на месте.
Там нас уже ждали мотоциклы и инструктора.
Про мотоциклы — это довольно древние BMW K75, но они на новой резине, в хорошем состоянии, и с рабочей ABS.
А инструкторами у нас были те люди, про которых я до этого только слышал, но даже не видел вживую. Например, если вам о чем-то говорит фамилия Ярыгин — вы поймете)
Познакомились с ребятами, они оказались совершенно обычными и дружелюбными, взяли рации с наушниками, накидки-манишки с номерами (на тренировке к нам все обращались по номерам, так короче и точнее), разобрались с мотоциклами, ручками управления и правильной посадкой, и поехали разогревать резину. Просто прокатились по кругу, покачали мотики в вольной змейке, сами размялись, приступили к упражнениям.
В первый день упражнения были относительно простыми. Но именно — относительно, для меня так вообще все это было в новинку, т.к. если положить обычный зубастый эндуро на бок на асфальте — сразу улетишь) техника отличается от внедорожной, требует привычки. И мне кажется, что инструктора нас немного жалели, не загоняли до седьмого пота. Кстати, насчет пота — рекомендую на треке снимать мотокуртку, даже если вы ехали по трассе в ней, и оставаться только в черепахе — вспотеете иначе. Да вообще, движения меньше скованы, удобнее мот швырять в разные стороны.
Я не буду подробно расписывать упражения, все-таки инструктора это лучше делают, но вкратце — могу:
В первый день отрабатывали различные змейки, развороты внутри ограниченного пространства, лежачие полицейские, учились понимать, как мотоцикл тормозит, как производить экстренное торможение. Как, куда, и в каких случая перемещать свой вес, как объезжать препятствие контррулением. Все это под контролем инструкторов, все твои ошибки они замечали и поправляли по рации. Все очень корректно, подбадривали, хвалили — что чисто с психологической точки зрения очень хорошо.
Тренировки шли до 16-00, с получасовым перерывом на чай с печеньками. Потом нас «запугали», что завтра упражнения будут тяжелее и мы разъехались по домам)
На второй день я уже доехал до места меньше, чем за час — сказались тренировки, видимо.
Ну и начал чувствовать мотоцикл, его возможности, особенности.
В качестве разогрева уже началась «джигитовка», т.е. не только простая змейка сидя и стоя, но и змейка на одной ноге, змейка с обоими ногами на сиденье. Обе ноги это оказалось, что ни разу не удобно в кроссовых ботах.
Потом снова были змейки, но уже на большой скорости, были развороты на месте, но уже с меньшим радиусом, был перелет через «открытый люк», экстренное торможение с перестановкой мотоцикла в соседнюю полосу, перестроение в пробке. Был и переезд через рельсы в повороте, был объезд внезапного препятствия в затяжном слепом повороте — это когда придерживаешь задний тормоз — и всасываешься в радиус, или передний — и тебя выкидывает наружу. На этом упражнении даже пара ребят вылетела с трассы. Но без особых последствий.
Был также и проезд по габаритной доске. Ну и потом уже нам открыли всю трассу, со всеми препятствиями сразу. Вот тут уже было весело, т.к. скорость никто не ограничивал, правда, обгонять разрешали только по команде, но все равно было задорно).
Что бы хотелось добавить — разве что побольше практики, т.к. два дня — это только самая-самая основа правильной техники асфальтовой езды. А так очень понравилось. Особенно абсолютная дружелюбность и адекватность инструкторов.
Я бы с удовольствием так пару недель позанимался. О потраченных деньгах не жалею, оно того однозначно стоило.
Знаю, что у нас ребята занимаются самоподготовкой на асфальтовых площадках, как раз выполняют подобные вещи.
Называется это дело «мото-джимхана». Думаю, надо будет обязательно попробовать.
Ну и небольшой фильм об автодроме и занятиях.
Можно смотреть сначала, можно пропустить «пафосную» часть и смотреть с 2:36
youtu.be/82PxZcLWyeM?t=2m36s